26 апреля 2019, 07:00

Пластмассовый мир победил: раздельный сбор мусора в Карелии не пошел

В регионе полным ходом идет реформа в сфере обращения с отходами. Правда, результаты ее населению почти незаметны.

В Карелии – серьезные трудности с организацией раздельного сбора мусора. Сейчас контейнеры для сбора пластика имеются лишь в четырех населенных пунктах региона. Власти отчитываются об этом как об успехе. По крайней мере, такой вывод можно было сделать в ходе брифинга, прошедшего в правительстве Карелии в минувшую среду. О своей работе рассказывал директор ООО «Автоспецтранс» – регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами – Алексей Кузнецов. Именно эта фирма, созданная при участии правительства, отвечает за весь бытовой мусор в республике.

Переход на раздельный сбор отходов – одна из ключевых задач «мусорной реформы», которая сейчас реализуется в России. В 2019 году в стране – и нашем регионе тоже – должен быть налажен раздельный сбор пластика.

– Заключены соглашения с компаниями «ЮВИ-ПТЗ» и «Калипсо». В Петрозаводске, Кондопоге, Пудоже и Костомукше при участии операторов и администрации ставят контейнеры для раздельного сбора пластика. Наверняка вы видели такие контейнеры, даже у меня возле дома такой стоит, – сообщил Кузнецов.

У представителей СМИ эта информация вызвала серьезные вопросы.

– Первый квартал 2019 года прошел, и до сих пор появляются сообщения: там установили контейнер, там планируется… Когда республика перейдет все-таки на раздельный сбор? И когда будет считаться, что это произошло? – задал вопрос один из журналистов.

– В программе записано, что осуществляется переход на раздельный сбор. Это не значит, что мы с 1 января должны все начать сортировать на наших маленьких кухнях. Если говорить о Финляндии, они шли к этому 30 лет, – начал объяснять Алексей Кузнецов. – В частности, сейчас в тарифе регионального оператора нет затрат на обновление контейнерных баков. Прорабатываем вопрос с администрациями, которые могут сами покупать контейнеры.

Для понимания масштабов: в Карелии сейчас  13 городов. Контейнеры для сбора мусора, как говорилось выше, установлены в четырех. Всего же в территориальную схему образования отходов входят около 750 населенных пунктов, и это, как объяснили участники брифинга, не включая наиболее труднодоступные.

– В идеале надо зайти в каждый населенный пункт. Однако устанавливать контейнер (для пластика. – Прим авт.) и вывозить из каждого отдаленного населенного пункта, где 10-20 дворов, – экономически нецелесообразно,

– «обнадежил» Алексей Кузнецов.

– Проблема сбора связана и с тем, что в Карелии нет мусороперерабатывающих производств. Продукцию приходится вывозить в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, причем нужно ее досортировывать – это разный пластик. Это убивает всю прибыль, – подчеркнул директор «Автоспецтранса».

Официально известно: с 2020 года программа должна выйти на новый этап – к раздельному сбору пластика присоединят и пищевые отходы. Очевидно, с пластиком надо «разбираться» уже сейчас. Но есть еще один нюанс: прежде чем внедрить в населенные пункты Карелии европейские стандарты обращения с отходами, для начала надо бы внедрить туда мусорные контейнеры и мусоровозы. А с этим – большие трудности.

Алексей Кузнецов в качестве одного из достижений регионального оператора заявил тот факт, что за год в Карелии увеличилось число населенных пунктов, из которых стали вывозить мусор: с трехсот – до четырехсот. При этом, как мы уже писали выше, в территориальную схему включено 750 населенных пунктов. Выходит, почти из половины мусор просто не вывозится. Заняться этими деревнями и поселками намерены в ходе «второго этапа» реформы.

– К концу мая ООО «Автоспецтранс» планирует разработать дорожную карту по тем населенным пунктам, которые планируется охватить услугой в 2019 году, – сообщается в пресс-релизе к брифингу.

Однако и по тем поселкам, которые услугой вроде как охвачены, нареканий – масса. Мы уже писали про поселок Маткаселькя в Сортавальском районе, где в сентябре 2018 года кто-то (очевидно, местные власти) поставил мусорный бак. С тех пор он только наполнялся…

Жители пожаловались в «Автоспецтранс», но получили отписку. Зато квитанции за несуществующий вывоз отходов приходили исправно. Правда, как рассказала уроженка поселка, недавно местные жители в этих квитанциях увидели нули – судя по всему, им перестали выставлять счет за услугу, которая не оказывается.

Директор регоператора существование подобных недочетов не отрицает, но ответственность со своей организации аккуратно «делегирует». Например, в адрес чиновников, которые не обеспечивают уборку дорог.

– Есть ответственность властей и управляющих компаний – обеспечить подъезд. По факту зимой вины регионального оператора в том, что нарушается график, как правило, нет. Проблема – очень изношенная инфраструктура. Мосты не могут выдержать тяжелую технику, особенно в Беломорском районе, приходится вывозить транспортом малой грузоподъемности. Это затраты, которые невозможно компенсировать.

– Объем ТКО накапливается. Пусть где-то переполнение, но, тем не менее, через какое-то время этот объем вывозится. То есть услуга, пусть некачественно, но оказывается. Мы это считаем нарушением графика. Говорить о стопроцентной вине за горы мусора, которые десятилетиями копились… Наверное, правда где-то посредине,

– объяснил Алексей Кузнецов.

Впереди у компании серьезные задачи. Самая сложная –  создание инфраструктуры для переработки отходов. Для этого потребуются новые полигоны, сортировочные комплексы. Журналисты спросили, готово ли ООО «Автоспецтранс» к протестам со стороны местных жителей – люди всегда остро воспринимают появление подобных объектов.

– К протесту мы подготовлены всегда. То, что имеет место раскачивание ситуации теми или иными заинтересованными силами, мы это прекрасно понимаем, – успокоил общественность бывший пристав Алексей Кузнецов.

Компания должна сделать еще одну важную работу: актуализировать так называемую схему накопления отходов – иными словами, документ, в котором описано, где, кто, в каких количествах и какой именно мусор производит. С самого начала работы регионального оператора специалисты заявляли, что в действующей схеме объемы производимого мусора занижены в полтора раза. Новая схема накопления должна появиться к середине сентября.

Фото: ООО "Автоспецтранс"

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".