16 апреля 2018, 07:00

Солнечный круг, свалка вокруг: Карелии грозит мусорный коллапс?

За вывоз и утилизацию твердых отходов в регионе будет отвечать компания с уставным капиталом в десять тысяч рублей.

С 1 мая в Карелии полностью изменится система обращения с твердыми коммунальными отходами. В регионе появится единый оператор, который должен  отвечать за вывоз и утилизацию мусора. Таково требование федерального закона – в некоторых регионах такие операторы уже работают, а с 1 января 2019 года они должны появиться по всей России.

Проблема заключается в том, что в Карелии федеральные требования выполняются так, что хочется схватиться за голову.

«Что это за девочка и где она живет?»

О трудностях, которые ждут всю Карелию, рассказали участники общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации Петрозаводска. Региональным оператором в республике стала никому не известная фирма  ООО «Автоспецтранс». Просьба не путать с одноименным муниципальным предприятием в карельской столице: у МУП «Автоспецтранс» есть и транспорт, и контейнеры, и штат работников. А у ООО «Автоспецтранс» нет ничего, кроме уставного капитала в десять тысяч рублей, и, судя по всему, неслабой поддержки карельских властей.

Фирма находится во владении «Корпорации развития» – акционерного общества, созданного правительством для привлечения инвестиций и работы с инвесторами. Об успехах корпорации на этом поприще можно почитать в нашем материале. С ООО «Автоспецтранс» правительственная структура тоже работала. По крайней мере, в 2013-2015 годах компания значилась в инвестиционном проекте «Корпорации развития». Правда, освоить она не смогла ни копейки.

И вот именно эта фирма, зарегистрированная в квартире (!) на Ключевой, выигрывает конкурс на то, чтобы на ближайшие двадцать лет стать региональным оператором по обращению с коммунальными отходами. Руководитель общественного совета по вопросам ЖКХ Александр Чаженгин считает, что Карелия – единственный субъект федерации, где требования Москвы выполнили именно таким образом.

– В Мурманской области региональный оператор должен построить мусорный полигон, мусоросортировочный комплекс, четыре мусоросортировочные станции. Объем инвестиций составит 1,25 миллиарда рублей. Часть своих обязательств он уже выполнил – и только после этого вышел на конкурс. В Новгородской области определены четыре региональные оператора, и конкурсы выиграли те, кто уже работает на этом рынке, у них есть техника и специалисты. В Ямало-Ненецком автономном округе на конкурс по выбору регионального оператора заявился один участник – фирма, которая в прошлом году запустила завод по глубокой переработке полимеров. В Санкт-Петербурге конкурс выиграла тоже одна компания, но у нее даже есть свой научно-исследовательский институт по обороту бытовых отходов. Я там был несколько лет назад! – рассказал Александр Чаженгин. – Я могу привести много подобных примеров. Карелия в этом смысле – пример уникальный.

Тем не менее с 1 мая согласно требованиям закона уборкой мусора во всей Карелии должно заняться именно ООО «Автоспецтранс». Правда, за несколько дней до вступления в силу новых правил знают о них лишь немногие жители Карелии. Хотя уведомить всех (абсолютно всех!) потребителей должен был именно региональный оператор.

– До собственников никакой информации не доведено. На каких условиях будут заключаться новые договоры? Не решены никакие организационные вопросы! – возмутилась член общественного совета Лилия Перышкина. И это в Петрозаводске! Было бы интересно знать, в курсе ли, например, сельские жители о том, что с 1 мая их мусор должен вывозить региональный оператор.

«Это будет коллапс»

Впрочем, это даже не самое главное. Важно другое. Компании, которые сейчас вывозят и утилизируют мусор, должны, по логике, остановить свою деятельность – либо перейти под крыло ООО «Автоспецтранс». Только вот далеко не все фирмы согласны трудиться по новым условиям. Главная причина – тарифы, по которым предлагают работать непосредственным исполнителям. Они автоматически выводят производственный процесс за границы рентабельности. При этом населению придется платить по полной программе!

– Региональному оператору утверждают тариф от 540 до 640 рублей за кубический метр. Это сумма, которую от потребителя получит ООО «Автоспецтранс». Из этих денег нам за работу предлагают 280 рублей.

Между тем еще в 2012 году в Сортавале был установлен экономически обоснованный тариф на утилизацию мусора – 546 рублей! В 2012 году! А сейчас, в 2018 году, почему-то решили, что нам можно платить в два раза меньше! Разницу забирает региональный оператор, где сейчас штат три человека,

– поясняет руководитель сортавальской компании «Спецтранс» Константин Мартынов.

Все расчеты нам даны без НДС. Ну это просто смешно: я же не могу на заправку приехать и попросить мне бензину без НДС продать. Во-вторых, не заложено ни обновление и обслуживание парка техники, ни покупка новых контейнеров, ни работа сопутствующего персонала. Это все включено в накладные расходы!

Если всё это вступит в силу, будет коллапс, – ставит точку Мартынов. – Нас всех просто выдавливают, чтобы подготовить место для кого-то одного.

Кроме тарифов, установлен и норматив на уборку мусора. И он просто не соответствует реальности. Председатель комитета ЖКХ петрозаводской мэрии Юлия Мизинкова призналась, что в карельской столице норматив вывоза мусора занижен в полтора раза! Что это означает на практике? Это означает, что компании, которые захотят работать с ООО «Автоспецтранс», либо не будут вывозить мусор в полном объеме, либо должны будут это делать задаром. Добавим сюда тот факт, что платить исполнителям собираются по урезанному в два раза тарифу. И получим полный развал инфраструктуры.

– Произойдет то же, что произошло с карельскими ДРСУ и «Ремстройкомплектом», – считает директор костомукшской компании по обращению с мусором «МСА» Анатолий Михайлов. – Я с ними договор не заключаю. Зачем мне работать себе в убыток?

То, что они дают на фонд заработной платы, в несколько раз меньше необходимого. Они мне по нормативу на Костомукшу рассчитали шесть машин. А у меня сейчас каждый день пятнадцать выходит! Пятнадцать! В две смены работает предприятие! А они хотят шестью машинами справиться.

Как они будут убирать город, я не знаю. Может, и справятся без нас, пригонят какую-то технику. Только мое предприятие, которое я 10 лет создавал, экономил на всем, – оно будет уничтожено. У меня сейчас 40 человек работают! – рассказал Анатолий Михайлов.

Еще один немаловажный нюанс. Даже если кто-то примет эти кабальные условия и решится начать работу с региональным оператором, денег он не увидит очень долго. Оплата будет производиться через 60 дней после заключения контракта, по факту – с учетом приемки работ и прочей бумажной волокиты – без денег придется сидеть еще дольше. А ведь работникам надо платить, и бензин бесплатно пока не наливают.

«Очередь не стояла»

Член общественного совета предприниматель Рустам Раджабов убежден, что во всей истории с назначением регионального оператора по обращению с мусором кроется коррупционная схема.

– Может, «Корпорация развития» займется своими обязанностями и найдет инвестора, а не будет создавать организацию с десятью тысячами уставного капитала? Это даже стыдно как-то. Я понимаю примеры других регионов, когда приходит инвестор и строит завод по переработке мусора за свои деньги. Ведь в законе написано, например, что региональный оператор должен и с незаконными свалками бороться. С десятью тысячами рублей? Как вообще государственная машина организовала для контроля над мусором во всей республике организацию с ограниченной ответственностью?

Градус претензий попыталась снизить председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова.

– Состоялся конкурс, иных заявителей не было… Если бы стояла очередь из других организаций, желающих стать региональным оператором, – возможно, предпочтение отдали бы другому предприятию, – высказалась чиновник.

Этот аргумент не прошел.

Мы готовились к тому, чтобы заявиться на конкурс на регионального оператора. Но одним из требований было предоставление государственного контракта с государственным учреждением или предприятием сроком на 10 лет. А теперь скажите мне, где я в Сортавале возьму государственное предприятие с утвержденным бюджетом на 10 лет? Да у нас в России нет таких! Но эти, очевидно, предоставили… Так хотелось бы посмотреть на этот контракт!

– возмущается Константин Мартынов.

Экологический провал

Бывший руководитель управления Росприроднадзора Олег Шейновский убежден, что та система обращения с отходами, которую планируют внедрить в ближайшие дни, неработоспособна. И дело не только в тарифах, а в отсутствии системного подхода к ликвидации мусора.

– Сегодня тариф должен включать в себя рекультивацию свалок, это не заложено. Контейнерные площадки у нас не соответствуют санитарным нормам. Знаете, сколько в них надо денег вбить? У нас урн-то в Петрозаводске нет! В Карелии  800 населенных пунктов. Попробуйте в Паданы из Медгоры съездить за мусором, это сто километров! А в Пудоже вообще свалки нет.

Никто сегодня не знает, сколько в Карелии мусора! Этим надо заниматься отдельно. У нас люди живут в деревянных домах. Туалеты, помои – а это куда утилизировать? Где это в тарифе заложено? – задается вопросами специалист.

– Вообще говоря, обязанность регионального оператора – обеспечить сбор, транспортировку и утилизацию отходов. А сейчас он хочет все переложить на нас. Процедуру сбора мусора он как бы исключает, хотя самая большая проблема – как раз таки контейнерные площадки и их состояние. Пускай эти работники ООО «Автоспецтранс» пойдут по районам, пощупают каждую контейнерную площадку, зайдут в кадждую транспортную организацию и спросят себестоимость работы, обсчитают это всё… Пока что видно, что региональный оператор просто хочет снять с себя ответственность, – считает Константин Мартынов из Сортавалы.

На совещание общественного совета приглашались представители региональных органов власти и самого ООО «Автоспецтранс». Что характерно, не пришли ни те, ни другие. Хотя, конечно, было бы интересно услышать их мнение, например, о двукратной разнице между экономически обоснованным тарифом и теми деньгами, которые предлагаются за транспортировку мусора. Было интересно узнать, есть ли у регионального оператора стратегия по развитию системы обращения с коммунальными отходами. Вот Олег Шейновский утверждает, что в Карелии нет ни одной свалки, которая бы полностью соответствовала санитарным нормам – ведь нужно же что-то с этим делать! Или, о ужас, компания «Автоспецтранс» – всего лишь фирма-прослойка между потребителями услуги и работниками, которые эту услугу оказывают?

Юлия Мизинкова, которая на совещании представляла городскую администрацию и фактически вынуждена была нести ответственность за всё происходящее, заявила, что в ближайшее время ООО «Автоспецтранс» даст большую пресс-конференцию и ответит на все вопросы.

Будем ждать с нетерпением.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".