03 апреля 2018, 13:05

«Экономьте на другом»: житель Петрозаводска учит власти убирать дороги

Сугробы могут быть опасны для жизни, утверждает горожанин – и подкрепляет свои слова ссылками на нормативные акты.

В карельской столице вопиющим образом нарушаются правила содержания дорог. В этом убежден житель города Алексей Ломазин, вышедший на нечищеную тропу войны со снежным накатом и бесконечными сугробами по обочинам. Мужчина вступил в переписку с чиновниками, пытаясь добиться выполнения муниципального контракта на уборку дорог. Он захотел понять, насколько грубо нарушаются нормативы содержания дорожной сети – и узнал много нового.

Незапланированный полет

17 февраля с путепровода на Комсомольском проспекте в Петрозаводске рухнул автомобиль. Авария лишь каким-то чудом не привела к человеческим жертвам – пассажир иномарки получил травмы, водитель, судя по официальной информации, вовсе не пострадал. Работавший на месте ДТП корреспондент портала «Петрозаводск говорит» обратил внимание на сугробы, под которыми был скрыт высокий бордюр, отделяющий проезжую часть от тротуара. Журналист предположил, что неубранный снег и стал причиной вылета иномарки с моста: не будь этого «трамплина», машина бы врезалась в 40-сантиметровый бордюр и осталась на проезжей части. Кстати, эти сугробы с путепровода никуда не делись.

Своим соображениями корреспондент поделился с сотрудниками ГИБДД. Однако в пресс-службе ведомства ответили, что виновник аварии – водитель, а замечаний к качеству уборки дороги при осмотре места происшествия не выявлено. Что же, специалистам, очевидно, виднее… Но через месяц с редакцией связался местный житель Алексей Ломазин, который, увидев новости об упавшем с моста автомобиле, пришел к тем же выводам, что и мы. Он составил письмо мэру Петрозаводска, подкрепив свои аргументы ссылками на ГОСТы.

«18 февраля

Уважаемая Ирина Юрьевна!

 Хочу обратиться к Вам по поводу уборки улиц города. Вчера (то есть 17 февраля – прим. ред.) произошло минимум два ДТП, сопутствующими, если не определяющими, факторами которых стала недостаточно качественная уборка. Одно из них - падение легкового автомобиля с путепровода на Комсомольском проспекте, другое - столкновение автобуса и самосвала на Карельском проспекте.

Так, на путепроводе в нарушение пункт 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 был сформирован вал снега, сработавший, как трамплин, и приведший к вылету автомобиля за пределы проезжей части. Пострадал пассажир, доставлен в лечебное учреждение. Также аналогичные валы сформированы на Лесном проспекте, на мостах между Кукковкой и Древлянкой…».

И что же говорится в ГОСТе, на который ссылается бдительный петрозаводчанин? Цитируем: «Формирование снежных валов не допускается… на участках дорог, оборудованных транспортными сооружениями или повышенным бордюром». Мы нашли и другой ГОСТ – он вступит в силу в июне 2018 года, – где написано следующее: «Формирование снежных валов не допускается на мостовых сооружениях дорог и улиц».

То есть никаких сугробов на обочинах мостов и путепроводов быть не должно. А они есть. И вот результат.

Также Алексей Ломазин считает, что петрозаводские дороги недостаточно убираются от снега и не обрабатываются противогололедными материалами. Мужчина ссылается не только на действующий ГОСТ, но и на муниципальный контракт, по которому подрядчику, между прочим, платят бюджетные деньги. Кроме того, автор письма обращает внимание на снежный накат, которого на городских дорогах быть не должно – и это тоже прописано в контракте с компанией «ТехРент».

Хочу отметить, что должный контроль за действиями подрядчика не ведется, в результате происходят вопиющие отклонения от условий Контракта и технологии работы,

– резюмирует житель карельской столицы.

Алексею поступил ответ из мэрии. Городские  власти признались, что у них нет денег на то, чтобы привести дороги зимой в нормативное состояние. Фактически нарушение стандартов уборки зафиксировано в контракте – это можно увидеть на примере вывозимого снега.

«Объем работ по вывозке снега на 2018 год в рамках действующего муниципального контракта составляет 37 тысяч тонн, в то время как минимально необходимая среднегодовая потребность – порядка 150 – 200 тысяч тонн. Учитывая разницу между потребностью и возможностью выполнения указанных работ по причине их дефицитного финансирования, вывозка снега не может быть организована в постоянном режиме на всех участках улично-дорожной сети».

Также чиновники констатировали, что подрядчик не может оперативно выполнять свои обязательства по содержанию улиц – и попытались списать это на объективные факторы:

«Неблагоприятные погодные явления в виде гололедицы, ледяного дождя, перепада температуры, высокой влажности способствуют единовременному повсеместному возникновению зимней скользкости на всех объектах дорожно-мостового хозяйства. Одновременная ее ликвидация не может быть организована, технологический процесс зимнего содержания автодорог требует соответствующих временных затрат».

Иначе говоря – зима, гадюка эдакая, обрушивается одновременно на весь город, тем самым парализуя работу коммунальных служб. В заключение составлявший ответ чиновник дает стандартный совет водителям: учитывать дорожные условия при выборе скорости. Не поспоришь: ПДД именно это и предписывают. Непонятно только, зачем в таком случае, вообще, нужны нормативы по содержанию дорог…

Неравнодушный горожанин в своих письмах властям указывает и на другие недочеты – например, сугробы, перекрывающие обзор автомобилистам на перекрестках. Удивительно, но мужчине приходится убеждать чиновников, что дороги (сюрприз!) должны содержаться в нормативном состоянии.

Вывоз снега с мостов и путепроводов, исключение снежных валов в треугольниках видимости, обеспечение нормативного сцепления - строго обязательны. Экономия может быть достигнута за счет исключения иных работ - например, исключения вывоза снега с других участков дорог, не оговоренных в ГОСТе.

«Петрозаводск говорит» уже писал о низком качестве уборки городских магистралей. После публикации материала «Лососинское полушоссе: как в Петрозаводске чистят дороги» с журналистом связался сотрудник администрации. Он долго объяснял, что нет никакой возможности обеспечить не то что идеальное, но даже нормативное содержание улиц. Ведь каждый проезд грейдера, каждый кубометр вывезенного снега – это деньги, которых в казне и так не хватает.

Известный аргумент, давно набивший оскомину – нет денег. Нет денег на исполнение закона, нет денег на соблюдение нормативов. Нет денег на то, чтобы сделать дороги безопасными. Короче говоря, нет денег на жизнь – не какую-то богатую, комфортную или сытую, а на самую простую, нормальную.

Вот, на мой взгляд, великолепная иллюстрации жизни в России. На улице Правды в Петрозаводске неубранный снег тает и превращается в грязные потоки. Проезжающие машины разбрызгивают воду и делают из тротуара черное болото, по которому никто идти не хочет. И люди, матерясь, идут по другому тротуару: он чистый, но над ним с крыши строительного магазина нависают сосульки. То есть ты либо грязный, либо – в перспективе – мертвый. И все это – в самом центре города, с видом на три театра и многоэтажный отель.

Убрать снег? Сбить сосульки? Как говорится в известной рекламе известного сыра: нет, сынок, это фантастика.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".