28 июня 2018, 14:25

Выбросить нельзя, сдать некуда

Что делать со старыми автомобильными покрышками?

Старые автомобильные покрышки «красуются» на каждой мусорной площадке, хотя выкидывать их запрещено законом. Но пока автовладельцам в Карелии их просто некуда девать.

В редакцию обратился житель Петрозаводска Александр Агеенко, который снова поднял проблему вывоза и переработки отработанной автомобильной резины.

– Всю весну наблюдал картину — горы автомобильных покрышек на контейнерных площадках во всех микрорайонах Петрозаводска. Потом коммунальщики их, конечно, вывозили. А недавно и самому пришлось вынести сразу четыре шины на помойку. Хотя знаю, что их нельзя просто так взять и выбросить, – рассказал нам Александр. – В прошлом году, вроде бы, старую резину можно было сдать бесплатно в одной из автомастерских Петрозаводска. Сейчас там ее не принимают. Неужели вся старая резина отправляется на свалки?

Картина, описанная нашим читателем, знакома большинству горожан. Во всей своей красе проблема встает два раза в год – когда автовладельцы меняют зимнюю резину на летнюю и наоборот. В межсезонье отработанные шины тоже появляются на контейнерных площадках, но, конечно, не в таких количествах.

Во дворе дома на Кукковке

Вообще, чтобы представить масштаб проблемы, надо понимать, что машин в Карелии очень много. Настолько много, что по такому показателю как «обеспеченность автомобилями» мы обогнали даже Москву: по данным аналитического агентства «Автостат», на начало нынешнего года в нашей республике на тысячу человек приходилось 353 автомобиля, в то время как в столице – 297.

Можно привести и другие цифры, доказывающие, что число автовладельцев в Карелии постоянно растет. Так, по информации управления ГИБДД РК, на сегодняшний день в республике зарегистрировано почти 370 тысяч транспортных средств (из них более 136 тысяч – в Петрозаводске). За пять лет число машин увеличилось почти на 80 тысяч (в 2012 году было зарегистрировано 290 тысяч).

И можно только представить какой огромной может быть гора отработанных старых шин, если сложить их все вместе. Это ж просто настоящий Эверест отработанной резины! Потому что как бы аккуратно и бережно ты не ездил, но через несколько сезонов резину на колесах нужно менять. Кто-то делает это раз в 4-5 сезонов, а кто-то существенно чаще.

Вот тут и встает вопрос – куда деть старые шины? Ответ прост – никуда кроме ближайшей помойки, поскольку сегодня в Петрозаводске, да, пожалуй, и в большинстве населенных пунктов республики, это единственный вариант. Некоторые отдельные личности, правда, вывозят покрышки в лес и оставляют там, но это уж совсем никакой совести надо не иметь – автомобильная покрышка будет разлагаться (и выделять при этом вредные вещества в почву и атмосферу) на протяжении 100-120 лет.

Мы обзвонили несколько пунктов приема автомобильных шин и шиномонтажных мастерских в столице Карелии. Итог таков: в двух из них отработанную резину принимают только от юридических лиц, два — не принимают вообще ни от кого, одна компания и вовсе заявила о временном прекращении своей деятельности.

В администрации Петрозаводска признают, что ситуация с утилизацией старых покрышек непростая.

Действительно, раньше старые шины у населения принимал бесплатно автотехцентр «Адо-авто». Он отправлял их в Кондопогу, на предприятие, которое – единственное на всю Карелию – занимается обработкой отходов резины. Это OOO «Экостэп–Карелия». Но поскольку оно перестало принимать старые шины бесплатно, то, соответственно, и «Адо-авто» перестал брать шины у населения,

– рассказала Юлия Мизинкова, председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа.

Она добавила, что в этом году администрация города заключила договор с МУП «Автоспецтранс», который вывозит атомобильные шины с контейнерных площадок и сдает их на утилизацию.

На сегодня «Автоспецтранс» собрал уже 8 тонн шин. Счет будет выставлен администрации города, – продолжила Юлия Мизинкова. – Во сколько это обойдется городу? Ориентировочно мы могли бы потратить на это 100 тысяч рублей в год. Надеюсь, что получится меньше.

Юлия Мизинкова заметила, что шины не являются твердыми коммунальными отходами, за которые сейчас отвечает региональный оператор:

Мы занимаемся ими только потому, что их складируют на территориях общего пользования. А так это не относится к прямым полномочиям администрации. Шины – это III-IV класс опасности отходов, их нельзя вывозить на свалку, их нужно утилизировать.

В Пятом поселке шины утилизируют, пытаясь вот таким образом украсить территорию

Почему же на предприятии перестали принимать покрышки бесплатно? Дело ведь хорошее: бизнесменам — сырье, автовладельцам тоже благо, не надо ломать голову, куда выкинуть старые шины. Опять же экология не страдает...Однако, как выяснилось, не все так просто.

Как рассказали в «Экостэп-Карелия», совместная с «Адо-Авто» акция в прошлом году оказалась для предприятия невыгодной.

Мы понесли определенные убытки, привезли порядка 40 тысяч колес, потратили на перевозку и хранение собственные деньги. И когда сумма наших затрат сильно превысила наши возможности, мы перестали это делать,

– объяснил директор по производству Виталий Теребов.

Часть собранных в прошлом году шин лежат на площадке, непереработанные. Но в «Экостэп - Карелия» обещают, что они будут утилизированы. Хотя для предприятия гораздо выгоднее работать с резиной от грузового транспорта, а не легкового. Затраты, в том числе количество потребляемой электроэнергии, одинаковые, а выход резиновой крошки, которое можно использовать в качестве сырья для производства, существенно различается.

Судите сами. Легковое колесо весит примерно 10 кг. Из них мы получим примерно 1 кг ваты, пару килограммов резиновой крошки, все остальное — это металлолом, железо. Для справки: колесо грузовое весит примерно 70 кг. Из них примерно 70 процентов будет крошка, 10 — вата, 20 — железо,

– рассказал генеральный директор предприятия Александр Теребов.

Кроме того, сейчас на предприятии резину шипованную не перерабатывают – для этого нужно отдельное оборудование.

Но, несмотря на все это, в настоящий момент «Экостеп-Карелия» находится в стадии заключения договора с «Автоспецтрансом» на утилизацию резины.

– Для нас переработка отработанной автомобильной резины – это вовсе не лакомый кусок, как многие думают. Но мы готовы ею заниматься. Мы просчитали тариф, который хотя бы электроэнергию «отобьет».

Будем перерабатывать всю автомобильную резину, которую «Автоспецтранс» будет привозить со всех районов Карелии. В том числе и шипованную, просто ее переработкой займемся чуть позже, после того, как приобретем специальное оборудование – пиролизную установку. А до этого момента шипованные колеса будем складировать у себя,

– пояснили на предприятии.

В июне в республиканском Министерстве экономики прошла встреча, на которой были определены направления совместной деятельности министерства, Росприроднадзора и «Экостэп-Карелия» для улучшения положения с утилизацией в Карелии использованной резины. В ходе встречи компания пообещала принимать на утилизацию старые автомобильные покрышки от населения.

В ближайшее время должны быть определены адреса пунктов приема, куда петрозаводчане смогут их сдать. Правда, не бесплатно – 50 рублей за колесо. Но, может, это не слишком большие деньги за то, чтобы в Карелии не росли угрожающими темпами свалки, отравляющие воздух и почву ядовитыми веществами разлагающихся десятилетиями резиновых покрышек?

Ирина Лободанова's picture
Автор:

О журналистике не думала и не мечтала, но оказалось, что это очень интересно. Начинала работать на радио, затем в районной газете "Суоярвский вестник". В Петрозаводске - с 2010 года. Считает, что профессия, которая приносит радость, это замечательно,  но если плюсом к этому у женщины все хорошо в семье, вот оно - настоящее счастье.