Скандальный конкурс на автобусные перевозки будет отменен
28 марта заместитель премьер-министра карельского правительства Игорь Ширшов официально сообщил о том, что в ближайшее время будет организован новый конкурс на права осуществления межмуниципальных автобусных перевозок. Предполагается, что до конца мая удастся подготовить всю конкурсную документацию, а в июне провести конкурс. С июля 2017 года транспортное сообщение в Карелии будет осуществляться по новым правилам, которые должны сделать автобусные перевозки более надежными и удобными для жителей республики.
С отменой скандального конкурса завершается почти двухлетняя борьба местных автоперевозчиков за право трудиться на территории Карелии. В 2015 году карельский госкомитет по транспорту провел конкурс, сократив прежние 98 лотов до четырех и перекрыв тем самым путь карельским предпринимателям. Условия конкурса были составлены так, что большинство карельских перевозчиков оказались за бортом. Из 28 местных предприятий, осуществлявших пассажирские перевозки, через узкое ушко нового конкурса с трудом пробилось только ГУП РК «Карелавтотранс».
Жители республики очень быстро почувствовали на себе новые правила игры. Сокращение маршрутов, срывы рейсов, неудобные старые автобусы – все это стало фактором постоянного раздражения. Люди завалили жалобами правительство, карельский парламент, правоохранительные органы. Экс-губернатор Карелии Александр Худилайнен, проводя горячие телефонные линии, постоянно выслушивал претензии жителей на автобусное сообщение.
Карельское УФАС доказало в суде, что конкурс был проведен с нарушениями законодательства. Однако и это не помогло. В госкомитете до последнего тянули время, отказываясь отменять результаты конкурса. Кардинально изменило расстановку сил назначение врио главы РК Артура Парфенчикова.
Какова же будет новая модель автобусного сообщения? Игорь Ширшов рассказал, что в соответствии с изменившимся законодательством автобусные перевозки будут разделяться на регулируемые (пригородные) и нерегулируемые (перевозки на значительные расстояния, более 50 километров от административного центра, когда государство не регулирует тариф). Как объяснил Ширшов, маршрут Петрозаводск–Кондопога попадает в разряд регулируемых, а Петрозаводск–Питкяранта будет отнесен к нерегулируемым.
– Будет большое количество лотов, а не четыре. Это будут десятки лотов. В конкурсе смогут участвовать предприниматели, которые до 2013 года осуществляли перевозки,
– пообещал вице-премьер.
С победителями, получившими право на осуществление перевозок по регулируемым маршрутам, заключат госконтракт. В лотах сбалансируют как экономически интересные, так и заведомо убыточные маршруты. К тому же предприниматели, которые будут работать на регулируемых маршрутах, получат небольшую субсидию от государства. По словам Ширшова, на эти цели в бюджете будет заложено не более миллиона рублей в год.
Победителей на нерегулируемые маршруты определят на основе конкурса, исходя из опыта осуществления автобусных перевозок, технических характеристик транспорта, его возраста, наличия или отсутствия зарегистрированных ДТП. К примеру, объяснил Ширшов, будет учитываться наличие в автобусах кондиционеров. Одновременно к участникам конкурса не будет предъявлено жестких требований по наличию значительного автопарка, что два года назад стало основной проблемой для местных перевозчиков.
– Это возврат к 2013 году. Правда, в других условиях, потому что законодательство изменилось,
– сказал Игорь Ширшов.
Сейчас в Карелии 95 автобусных маршрутов, которые будут выставлены на конкурс.