31 июля 2018, 07:00

Семья из Петрозаводска выиграла иск у «Натали Турс»

Мнение эксперта: на туристском рынке начался очередной передел. Выживут единицы.

27 июля Петрозаводский городской суд встал на сторону петрозаводчан, которые оказались в длинном списке туристов, чей отпуск в этом году был испорчен туроператором «Натали Турс». Руководитель турагентства «Премиум-Тур» Анна Ярыгина участвовала вместе со своими клиентами в судебном процессе. Она убеждена, что без помощи представителей туристского агентства гражданам, которые не смогли отдохнуть по вине туроператора, бывает сложно отстоять свои права. По ее мнению, на туристском рынке России начался очередной передел собственности, в результате которого количество туроператоров резко сократится.  

Семья из Петрозаводска (муж, жена и две маленькие дочки) еще в декабре 2017 года забронировали у «Натали Турс» отдых в Турции на курорте Анталья в хорошем четырехзвездочном отеле. По словам руководителя агентства «Премиум-Тур», речь шла об эксклюзивном отеле, который бы в сезон обошелся на 40-50 тысяч рублей дороже. Именно с этим было связано столь раннее бронирование.

Уже весной, по словам Анны Ярыгиной, стали поступать тревожные звоночки, свидетельствующие о том, что у «Натали Турс» могут возникнуть проблемы. Но тур стоимостью в 96 тысяч рублей был уже оплачен, и отказываться от него смысла не было. Во всяком случае, тогда так казалось. 

- Новых клиентов мы уже через «Натали Турс» не бронировали. Конечно, волновались по поводу клиентов, которые в начале июля должны были вылететь в Турцию. Примерно за месяц запросили информацию в отеле и в авиакомпании. Нам ответили, что бронь на наших туристов есть, и мы успокоились, - сказала Анна Ярыгина.

Конечно, бронь еще не означает, что компания расплатилась с авиакомпанией и отелем. Но крупные туроператоры оплачивают отдых туристов большими траншами, так что наличие брони является определенной гарантией того, что поездка состоится и все будет нормально. 

- Когда мы начинаем подозревать туроператора в том, что у него возникли или могут возникнуть финансовые сложности, мы всегда перезапрашиваем информацию о бронировании и уточняем, прошла ли оплата, - объяснила директор агентства «Премиум-Тур».

За четыре дня до отъезда на очередной запрос от петрозаводского турагентства из турецкого отеля пришел ответ, что бронь снята за неуплату. От «Натали Турс» никакой информации добиться не удалось. А затем появилась новость о том, что туроператор аннулирует подтвержденные поездки. 

С моей точки зрения, «Натали Турс» поступила очень некрасиво. Они сообщили, что отказываются в разгар сезона от нескольких направлений и просто оптимизируют свою программу, чтобы сохранить финансовое состояние компании. В начале июля компания отказалась только от чартерных программ в Барселону и Анталью. Туристов просто «кинули». Банкротом «Натали Турс» себя не признает, что затрудняет обращение туристов в страховую компанию за выплатами. При этом регулярные рейсы «Натали Турс» до сих пор продает,

- рассказала Ярыгина.

Как только неприятное известие дошло до карельской столицы, Анна Ярыгина встретилась с туристами, вернула свою комиссию в размере 6 тысяч рублей и выработала совместный план действий. В тот же день была направлена претензия туроператору с требованием вернуть деньги, и параллельно стали готовить иск в суд.

- Ответа от туроператора мы не получили ни на первую, ни на вторую претензию. В «Натали Турс» затягивают время, вообще не реагируя на запросы и претензии. Информация о том, что «Натали Турс» выделила 800 тысяч рублей на выплаты туристам, лично у меня вызывает сомнения. Никто из моих коллег из Питера и Москвы пока не подтвердил, что туристы стали получать деньги за отмененные туры. Этих денег никто еще не видел. Мне кажется, что в «Натали Турс» надеются, что туристы будут сидеть и ждать у моря погоды. Но так можно дождаться до банкротства, а суммы финансовых гарантий не хватит, чтобы полностью компенсировать туристам их расходы. Количество брошенных туристов значительно превышает возможности страховых выплат, - считает Анна Ярыгина.

Она рассказала, что ее клиенты, узнав об испорченном отпуске, «вели себя мегаадекватно». «Натали Турс» предлагалось сохранить за туристами отель, а перелет семья готова была оплатить самостоятельно. Люди готовы были отправиться отдыхать на другой курорт. Но на встречные предложения в «Натали Турс» отвечали отказом, не идя ни на какие переговоры. 

Анна Ярыгина помогла быстро собрать все необходимые документы для судебного разбирательства. Представитель «Натали Турс» в суде не появился.

Согласно решению Петрозаводского городского суда, помимо компенсации стоимости путевки в 90 тысяч рублей и морального вреда в 10 тысяч рублей, туроператор должен оплатить штраф. В общей сложности, за испорченный отдых семья должна получить 150 тысяч рублей.  

Так как «Натали Турс» действующая компания, у которой счета не арестованы, то шансы вернуть деньги, надеется Анна Ярыгина, у ее клиентов остаются высокими. 

Что делать туристам, чтобы до минимума снизить свои риски оказаться и без денег, и без долгожданного отдыха? Конечно, стопроцентной гарантии не даст никто. По словам Ярыгиной, стоит опасаться слишком дешевых туров. Она считает, что нынешним летом туристы стали жертвой очередного передела рынка, где больше политики, чем экономики. 

- Все идет к тому, что количество туроператоров сократится до минимума, - сказала она.

Ярыгина с сожалением отметила уход с рынка туроператора «ДСБВ Турс», так как эта компания делала качественные туры по норвежским фьордам. Другое дело - компания «Интрэвел Столешники», которая недавно объявила о прекращении деятельности. Как рассказала Анна Ярыгина,«Интрэвел Столешники» - это центр бронирования туров, который в Петрозаводске пользовался популярностью. 

В отличие от туроператоров, которые сами создают туристский продукт, компания «Интрэвел Столешники» фактически предлагала туры других операторов по демпинговым ценам. Анна Ярыгина убеждена, что бронирование туров в подобных центрах — занятие рискованное, и своим клиентам подобных туров не предлагала.

По ее мнению, причина разорения большинства туркомпаний — неграмотная финансовая политика, когда из оборота компаний «вынимаются» деньги туристов в надежде, что в будущем их можно будет «отбить» и вернуть баланс между забронированными и оплаченными путешествиями. Увы, часто долги накапливаются подобно снежному кому, под которым погибают надежды тысяч туристов на лазурное море, бархатный песок и экзотику далеких стран.

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.