11 марта 2019, 16:11

Путешествие в будущее. Часть 1. Система-112

Чем меня удивил край янтаря и марципана и почему в Калининградской области можно чувствовать себя в полной безопасности.

Пару лет назад пользователи соцсетей с умилением лайкали и репостили трогательный ролик о том, как водитель спас крошечного котенка на оживленной автомагистрали. При этом мало кто знал, что дело происходило в Калининграде, а сняла этот сюжет одна из видеокамер, установленных в рамках проекта «Безопасный город». Однако давайте по порядку.

Участники пресс-тура

 

В составе группы журналистов ведущих СМИ Северо-Запада я прилетела в Калининград по приглашению компании «Ростелеком», чтобы своими глазами увидеть, как здесь реализуются такие проекты, как «Безопасный город», «Система-112» и «Умный дом». Мы много слышали о них, кое-что видели на презентациях в своих регионах. В Калининграде же нам обещали показать все в действии.

А.Семенов, директор Калининградского филиала ПАО «Ростелеком»

 

Город встретил нас солнцем, настоящим весенним теплом, чистотой и отличными дорогами. После четырех месяцев карельской зимы было ощущение, что я попала в другую реальность. Это чувство только усилилось, когда началась рабочая часть нашего визита.

Первым мы посетили центр приема и обработки экстренных вызовов, которые приходят на известный всем номер «112». Центр располагается на базе отряда государственной противопожарной службы на охраняемой территории и строго говоря, является секретным объектом.

Однако благодаря тому, что «Ростелеком» стоял у истоков его создания, а в настоящее время обеспечивает полную техническую поддержку, — нас пропустили безоговорочно и даже разрешили поснимать в святая святых — серверной!

О. Полищук

Как признал начальник отряда Олег Полищук, одной из трудностей было наладить обмен информацией с экстренными службами региона, ведь у каждой собственный алгоритм работы, свое программное обеспечение. «Ростелеком» взял на себя работы по интеграции всех диспетчерских служб в единую систему и обеспечил ее каналами передачи данных, установил полноценный программно-аппаратный комплекс для приема, обработки и последующей передачи вызовов, а также хранения информации. Специалисты Системы-112 и диспетчерских всех служб прошли на базе «Ростелекома» необходимое обучение. В настоящее время весь процесс полностью отлажен.

Каждый оператор центра, а на смене их обычно не менее 12 человек, работает согласно опроснику получения первичной информации. По каждому обращению сотрудник заполняет карточку звонка и отправляет ее по электронным каналам связи в соответствующую службу или сразу в несколько, если требуется комплексная помощь, как, например, при тяжелых ДТП. По регламенту у оператора есть всего 75 секунд, чтобы принять звонок, обработать его и передать информацию.

Звонки в центр поступают со всей области, в среднем 2000-2500 звонков в день. Больше всего обращений в адрес скорой медицинской помощи, на втором месте вызовы полиции.

Один из коллег-журналистов прямо в зале, где нам демонстрировали работу операторов, набрал «112», и ему ответили уже после первого гудка! Вот они, несомненные плюсы такого центра — короткий номер и скорость реагирования. В Систему-112 можно дозвониться, даже если в телефоне нет симки, и находишься вне зоны действия мобильных операторов. Глухие и слабослышащие люди имеют возможность обратиться за помощью, отправив на номер «112» sms-сообщение.

Олег Полищук назвал и другой положительный момент появления этой системы: центр стал своего рода средством объективного внешнего контроля работы экстренных служб – по каждому инциденту, зафиксированному оператором, экстренная служба должна поставить время окончания, а это очень дисциплинирует и повышает уровень ответственности.

Работа операторов не ограничивается только приемом и переадресацией обращений. Часто сотрудники центра оказывают позвонившим психологическую помощь: успокаивают детей, оставшихся дома одних, поддерживают людей, испытавших шок после аварии, даже удерживают от рокового шага потенциальных самоубийц. Для таких случаев на смене всегда дежурит профессиональный психолог.

Бывали и курьезные случаи, когда приходилось спасать польских рыбаков или человека, заблудившегося в Мурманской области. А во время чемпионата мира по футболу очень пригодились сотрудники со знанием иностранных языков.

Про калининградских автомобилистов тоже не забыли. Система-112 взаимодействует с системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая собирает информацию об авариях и ДТП. При происшествии в автомобиле автоматически срабатывает устройство вызова оперативных служб, а в Систему-112 поступает полная информация о транспортном средстве и месте аварии. Внедрение этой технологии позволило значительно сократить время прибытия служб экстренного реагирования к месту происшествия, что повысило шансы людей на спасение.

Действительно, с такой системой чувствуешь себя в безопасности: дозвониться легко, оператор быстро оценит ситуацию и активирует нужную службу, а потом еще и отследит ее работу. Очень хотелось бы, чтобы Система-112 полноценно заработала и в Карелии. С одними только грибниками и рыбаками у нее уже была бы масса работы!

В настоящее время внедрение системы вызова экстренных служб в нашей республике еще находится на стадии подключения единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных районах. Затем пройдут работы по интеграции в систему всех мобильных операторов, появится возможность определять координаты позвонившего, заработает функция обратного звонка. Ну а пока лучше не болеть, не теряться и не попадать в чрезвычайные ситуации...

А наша группа отправилась смотреть, как работает «всевидящее око» Калининграда.

Продолжение следует...