Полисы ОМС: пластик остался только для младенцев
Бумажные полисы обязательного медицинского страхования жутко неудобные. Тоненькие листки, дающие право на бесплатную медицинскую помощь, нельзя мять, сгибать, сворачивать и вообще как-то травмировать. Носить этот хлипкий листочек с собой так, чтобы не нанести ему непоправимый урон, задача непростая. До поликлиники или больницы несколько раз в год его, конечно, можно доставить в безупречном виде. Но когда отправляешься в путешествие, всегда возникает дилемма: или рискнуть сохранностью «бумажного носителя», или вообще не брать его с собой.
Казалось бы, выход есть. По всей стране бумажные полисы постепенно вытесняются электронными, внешне напоминающими автомобильные права или банковскую карту. Электронный полис ОМС - компактный, не рвется, сделан из прочного материала, его очень удобно носить с собой.
В начале 2018 года в Карелии развернулась целая рекламная кампания по замене бумажных полисов на электронные. Согласно официальным данным карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования, в республике было выдано 42,6 тысячи электронных полисов. При этом 70% электронных полисов (30,3 тысячи штук) было выдано в 2018 году.
Выкроив время, я заскочила в страховую компанию, чтобы наконец-то поменять бумажный полис на более современный, а главное, удобный. Однако в ответ услышала, что пока сделать это нельзя.
- Почему? - искренне удивилась я.
- Потому что нам разрешили электронный полисы выдавать только новорожденным и людям, которые никогда не получали полисы, - заметила сотрудница страховой компании.
Она подтвердила, что в начале года электронные полисы выдавали всем желающим. А в мае 2018 года, по ее словам, из территориального фонда ОМС пришло сообщение, что временно замена полисов приостановлена, за исключением новорожденных и граждан, у которых вообще нет полиса или он старого образца.
- А в чем причина приостановки выдачи современных полисов?
- Мы-то догадываемся. Во что у нас все упирается? В деньги,
- сказала сотрудница страховой компании.
По ее словам, она успела себе поменять полис, и он ей очень понравился:
- Он теперь всегда при мне, очень удобно.
После одного из заседаний правительства я попыталась выяснить перспективу с электронными полисами у руководителя территориального фонда ОМС РК Андрея Гравова. Услышав о проблеме, Гравов заметно занервничал. Сначала он стал говорить о том, что не все регионы готовы работать с электронными полисами. Потом заметил, что к Карелии это не относится. Затем вспомнил об ограниченных финансах. Но в ответ на предположение, что закончились деньги на изготовление электронных полисов, стал все отрицать. Дальше намекнул на вышестоящие органы и, в конце концов окончательно рассердившись на журналиста, не воспринимающего туманные намеки, быстро скрылся в правительственном фойе, приговаривая, что по-русски журналист не понимает, а по-английски он объяснить не может.
Позднее удалось связаться с сотрудниками фонда, которые изложили официальную версию в письменном виде.
- В соответствии с действующим законодательством территориальные фонды принимают решение о выдаче застрахованным лицам электронных полисов с учетом технической возможности в регионе по обеспечению их обращения, - говорилось в письме.
Но, судя по тому, что несколько десятков тысяч полисов выданы, с технической возможностью у нас все в порядке. Первые электронные полисы в Карелии стали выдавать в 2014 году. В 2016 году их выпуск был приостановлен в связи с технической доработкой.
У граждан нет необходимости стремиться сразу, как можно быстрее обменять свой документ. В первую очередь выдача электронных полисов в обязательном порядке производится для новорожденных и для лиц с полисами старого образца. Вместе с тем при оформлении заявления на выдачу полиса гражданин самостоятельно принимает решение о форме полиса. Изготовление как бумажного, так и электронного полиса оплачивается из средств фонда обязательного медицинского страхования. Гражданин, имеющий бумажный полис нового образца, должен понимать, что государство в лице Федерального фонда ОМС уже затратило средства на его изготовление и в случае отсутствия необходимости замены испорченного, поврежденного или утерянного документа повторное его изготовление потребует дополнительных финансовых затрат,
- сообщили в карельском фонде ОМС.
Все это можно было бы изложить кратко: дескать, дополнительных средств на изготовление полисов нет, и тем, кто не успел подсуетиться в начале 2018 года, придется ждать до лучших времен.
Почему одним гражданам право поменять полис предоставили, а другие, не успевшие в течение четырех месяцев подать заявление, остались с неудобными бумажными документами? Мы направили запрос в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Более забюрократизированную структуру сложно найти. Сначала в Федеральном фонде потребовали оформить запрос, так сказать, по всей строгости бюрократических канонов. Получив официальный запрос на официальном бланке с печатями, подписями, входящим номером, ведомство погрузилось в глубокое, ничем не объяснимое молчание. Сроки, отведенные действующим законодательством на ответ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования превысил более чем в шесть (!) раз. В течение этого времени журналист не раз звонил, отправлял письма на электронную почту. Но там не обращали внимания на грубейшее нарушение законодательства и разводили руками: дескать, начальник не подписывает ответ.
Сложно даже представить себе, как может чувствовать себя обычный гражданин, столкнувшийся с этим федеральным монстром от медицины. Дозвониться до фонда можно, только обладая крепкой нервной системой, массой свободного времени и олимпийским спокойствием. Прием, который использует фонд для того, чтобы его сотрудникам не надоедали лишними звонками, хорошо апробирован коммерческими компаниями. Правда, в отличие от коммерческих структур, в фонде поступают более честно: никто не врет, что очень рады вашему звонку. Сначала робот говорит, куда вы дозвонились, а затем идет долгое перечисление различных служб, куда можно переключиться, нажав комбинацию из определенных кнопок. Комбинация эта обычно не проходит, и вы вновь вынуждены выслушивать монотонный голос.
Спустя почти два месяца в фонде все же вымучили ответ, подписанный советником председателя фонда Бреевым. Подобный ответ, больше похожий на пустую бюрократическую отмазку, опытный чиновник сочиняет минут за пятнадцать. В нем сказано, что при подаче заявления о выборе или замене страховой организации гражданин имеет право выбрать форму полиса обязательного медицинского страхования. Решение в выдаче электронных полисов принимает территориальный фонд ОМС «с учетом технической возможности субъекта Российской Федерации по обеспечению их обращения». Как мы уже знаем, у Карелии такая техническая возможность есть, а вот с выбором у граждан напряженка. О взаимосвязи между наличием или дефицитом средств и разрешением или запретом желающим менять бумажные полисы на электронные нет ни слова. Бреев лишь указывает, что правила обязательного медицинского страхования не регламентируют процедуру замены полиса.
В общем, если вы хотите получить более удобный электронный полис, то надеяться вам можно только на удачу. Вдруг в территориальном фонде вновь появятся средства и там решат, что пора подумать о комфорте не только младенцев, но и их родителей. Кстати, из более чем 30 тысяч электронных полисов, выданных в этом году, на долю младенцев пришлось всего 2,3% документов.
Недавно мы зашли в офис страховой компании «РЕСО-МЕД», расположенный на проспекте Ленина. Сотрудник компании нас разочаровал:
- К сожалению, фонд пока не принимает от нас заявки просто на переделку полисов. По весне всем желающим делали, много было заявок. Но сейчас замена приостановлена.
- А до какого времени она приостановлена? Что вам в фонде говорят?
- Было письмо, что замена полисов не предусмотрена, что электронные полисы можно делать только первичные - только новорожденным детям и тем, у кого полиса не было до этого.
- А если человек потерял полис?
- Если человек потерял, а мы видим по своей базе, что у него был бумажный полис, то делаем бумажный.
В общем, остается утешаться тем, что от формы полиса не зависит предоставление медицинской помощи. Многим гражданам, особенно в отдаленных поселках, давно не до комфорта. Дождаться бы квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Как говорится, и на том спасибо…