«На поверку становись!» Как нас разводят на деньги
Петрозаводск накрыла новая волна листовок, которые навязывают гражданам услуги поверки счетчиков. Люди находят такую печатную продукцию в своих почтовых ящиках и обращаются к нам в редакцию с вопросами: что это и как с этим быть?
По сути, это просто рекламные листовки. Но. Они хитро стилизованы и закамуфлированы под официальное уведомление, и притом весьма грозное. Со ссылкой на законы и постановления, с предупреждением об ответственности гражданам сообщают, что они обязаны обратиться по указанному телефону и адресу, чтобы провести поверку счетчиков воды. Не бесплатно, конечно. Из листовки следует, что возьмут с вас за эту «услугу» почти 4000 рублей. На листовке также напечатаны липовые штрих- и QR-коды, а также разные другие бессмысленные цифровые и буквенные обозначения. Видимо – для придания максимального сходства с официальным документом. Впрочем, в графе «подпись исполнителя» никакой подписи нет.
На листовке указаны реквизиты некой «Единой городской службы по учету водоснабжения». Можно предположить, что организация с таким названием как раз и является изготовителем и распространителем этой печатной продукции, а также выгодополучателем от предлагаемой услуги.
Что делать гражданам, получившим такую листовку? Со спокойной душой выбросить ее в помойку. Это никакое не уведомление и не извещение. Филькина грамота, не имеющая никакой официальной силы. Вас пытаются ввести в заблуждение и отжать у вас деньги. Знайте это сами и объясните своим пожилым родственникам.
Никакой муниципальной или государственной службы, которая занималась бы вопросами учета водоснабжения, не существует. Это, вообще, не дело государства. Это не относится также к полномочиям муниципалитета. Есть ли у вас в квартире индивидуальные приборы учета воды или их нет, поверены они или нет, насколько точны их показания – все это вопросы исключительно ваших взаимоотношений с вашим ТСЖ, или с управляющей компанией, или с ресурсоснабжающей организацией. Больше никого на свете ваши счетчики и их состояние волновать не могут. Всякий, кто «со стороны» проявляет к ним интерес, сует нос не в свое дело. И скорее всего – с недобрыми намерениями.
Давайте разберемся, что нам говорит о ситуации с приборами учета закон. Закон говорит, что владелец обязан следить за состоянием счетчиков и проводить их обслуживание и поверку в порядке, установленном производителем приборов. Требования эти прописаны в следующих документах: Ст. 13 Федерального закона № 102 ФЗ от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений» и Ст. 34, п. г) и д) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354). Можно легко найти эти документы в интернете и ознакомиться с ними.
Это означает, что ваша управляющая компания ЖКХ или компания, поставляющая вам тот или иной ресурс, вправе поинтересоваться, исправен ли ваш счетчик и прошел ли он поверку. Например, газоснабжающая организация имеет право прийти и проверить газовый счетчик, энергосбытовая – счетчик электричества, а поставщик воды – счетчик воды. Для каждого счетчика производителем установлен межповерочный интервал. Например, современные счетчики горячей воды необходимо поверять раз в четыре года, а холодной – раз в шесть лет.
Вывод: следить за счетчиками и поверять их надо, но вы имеете возможность заказать эту услугу доброму десятку лицензированных организаций, которые честно работают на рынке. Выберите вариант, который наиболее дешев и удобен для вас.
Возвращаясь к листовке. В факте ее изготовления и распространения, мне кажется, можно усмотреть признаки сразу нескольких административных и уголовных составов. Недобросовестная реклама. Мошенничество. Навязывание услуг. Изготовление подложных документов. Введение потребителей в заблуждение. Это как минимум. Вам, наверное, интересно, почему все это годами творится у всех на глазах, а правоохранительные органы бездействуют?
Не знаю. Мне тоже это интересно. Наводит, так сказать, на мысли. Утверждать ничего не могу. Могу поделиться личным опытом общения с правоохранительной системой по этому вопросу.
Однажды, получив очередную такую листовку, я написал заявление в городскую прокуратуру с просьбой дать правовую оценку этому факту и при необходимости принять меры прокурорского реагирования. Что сделала прокуратура? Переслала мое заявление… участковому уполномоченному полиции.
Почему участковому?.. Почему, например, не в Управление антимонопольной службы по Карелии, к полномочиям которой по закону отнесен контроль за рекламной деятельностью? Почему, наконец, участковому по тому участку, где живу я, а не по тому, где находится изготовитель и распространитель листовки?.. Где логика? Где смысл?.. Их тут нет, не надо и искать.
Что сделал участковый. Вызывал меня, опрашивал, записывал, давал подписать, проявлял живой интерес к моей личности, к семейному положению, к роду занятий и так далее. Когда мне это надоело, я вяло поинтересовался, отчего столько внимания ко мне, а не к потенциальному правонарушителю? Участковый, подумав, резонно заметил: «Ну вы же обратились…» Понял, говорю, осознал, исправлюсь, больше обращаться не буду.
Потом они это дело тихонько замылили. Никакого ответа ни от прокуратуры, ни от полиции я не получил.
Меж тем, эти листовки изготавливаются и разбрасываются массовыми тиражами. Очевидно, этот «бизнес» приносит хорошие плоды. Всегда найдется кто-то, кто испугается, поведется и заплатит четыре тысячи…