21 февраля 2018, 15:21

«На поверку становись!» Как нас разводят на деньги

Почему правоохранительные органы не замечают сомнительную деятельность коммерсантов?

Петрозаводск накрыла новая волна листовок, которые навязывают гражданам услуги поверки счетчиков. Люди находят такую печатную продукцию в своих почтовых ящиках и обращаются к нам в редакцию с вопросами: что это и как с этим быть?

По сути, это просто рекламные листовки. Но. Они хитро стилизованы и закамуфлированы под официальное уведомление, и притом весьма грозное. Со ссылкой на законы и постановления, с предупреждением об ответственности гражданам сообщают, что они обязаны обратиться по указанному телефону и адресу, чтобы провести поверку счетчиков воды. Не бесплатно, конечно. Из листовки следует, что возьмут с вас за эту «услугу» почти 4000 рублей. На листовке также напечатаны липовые штрих- и QR-коды, а также разные другие бессмысленные цифровые и буквенные обозначения. Видимо – для придания максимального сходства с официальным документом. Впрочем, в графе «подпись исполнителя» никакой подписи нет.

На листовке указаны реквизиты некой «Единой городской службы по учету водоснабжения». Можно предположить, что организация с таким названием как раз и является изготовителем и распространителем этой печатной продукции, а также выгодополучателем от предлагаемой услуги.

Что делать гражданам, получившим такую листовку? Со спокойной душой выбросить ее в помойку. Это никакое не уведомление и не извещение. Филькина грамота, не имеющая никакой официальной силы. Вас пытаются ввести в заблуждение и отжать у вас деньги. Знайте это сами и объясните своим пожилым родственникам.

Никакой муниципальной или государственной службы, которая занималась бы вопросами учета водоснабжения, не существует. Это, вообще, не дело государства. Это не относится также к полномочиям муниципалитета. Есть ли у вас в квартире индивидуальные приборы учета воды или их нет, поверены они или нет, насколько точны их показания – все это вопросы исключительно ваших взаимоотношений с вашим ТСЖ, или с управляющей компанией, или с ресурсоснабжающей организацией. Больше никого на свете ваши счетчики и их состояние волновать не могут. Всякий, кто «со стороны» проявляет к ним интерес, сует нос не в свое дело. И скорее всего – с недобрыми намерениями.

Давайте разберемся, что нам говорит о ситуации с приборами учета закон. Закон говорит, что владелец обязан следить за состоянием счетчиков и проводить их обслуживание и поверку в порядке, установленном производителем приборов. Требования эти прописаны в следующих документах: Ст. 13 Федерального закона № 102 ФЗ от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений» и Ст. 34, п. г) и д) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354). Можно легко найти эти документы в интернете и ознакомиться с ними.

Это означает, что ваша управляющая компания ЖКХ или компания, поставляющая вам тот или иной ресурс, вправе поинтересоваться, исправен ли ваш счетчик и прошел ли он поверку. Например, газоснабжающая организация имеет право прийти и проверить газовый счетчик, энергосбытовая – счетчик электричества, а поставщик воды – счетчик воды. Для каждого счетчика производителем установлен межповерочный интервал. Например, современные счетчики горячей воды необходимо поверять раз в четыре года, а холодной – раз в шесть лет.

Вывод: следить за счетчиками и поверять их надо, но вы имеете возможность заказать эту услугу доброму десятку лицензированных организаций, которые честно работают на рынке. Выберите вариант, который наиболее дешев и удобен для вас.

Возвращаясь к листовке. В факте ее изготовления и распространения, мне кажется, можно усмотреть признаки сразу нескольких административных и уголовных составов. Недобросовестная реклама. Мошенничество. Навязывание услуг. Изготовление подложных документов. Введение потребителей в заблуждение. Это как минимум. Вам, наверное, интересно, почему все это годами творится у всех на глазах, а правоохранительные органы бездействуют?

Не знаю. Мне тоже это интересно. Наводит, так сказать, на мысли. Утверждать ничего не могу. Могу поделиться личным опытом общения с правоохранительной системой по этому вопросу.

Однажды, получив очередную такую листовку, я написал заявление в городскую прокуратуру с просьбой дать правовую оценку этому факту и при необходимости принять меры прокурорского реагирования. Что сделала прокуратура? Переслала мое заявление… участковому уполномоченному полиции.

Почему участковому?.. Почему, например, не в Управление антимонопольной службы по Карелии, к полномочиям которой по закону отнесен контроль за рекламной деятельностью? Почему, наконец, участковому по тому участку, где живу я, а не по тому, где находится изготовитель и распространитель листовки?.. Где логика? Где смысл?.. Их тут нет, не надо и искать.

Что сделал участковый. Вызывал меня, опрашивал, записывал, давал подписать, проявлял живой интерес к моей личности, к семейному положению, к роду занятий и так далее. Когда мне это надоело, я вяло поинтересовался, отчего столько внимания ко мне, а не к потенциальному правонарушителю? Участковый, подумав, резонно заметил: «Ну вы же обратились…» Понял, говорю, осознал, исправлюсь, больше обращаться не буду.

Потом они это дело тихонько замылили. Никакого ответа ни от прокуратуры, ни от полиции я не получил.

Меж тем, эти листовки изготавливаются и разбрасываются массовыми тиражами. Очевидно, этот «бизнес» приносит хорошие плоды. Всегда найдется кто-то, кто испугается, поведется и заплатит четыре тысячи…

Максим Тихонов's picture
Автор:

Журналист, блогер, редактор. Более 30 лет в профессии. За это время убедился многократно: у человека есть только один способ защитить себя от лжи и манипуляций — осведомленность. Своих читателей я пытаюсь заставить думать, анализировать, сопоставлять. Хотя, увы, все реже встречаю людей, которые, вообще, хоть что-то читают...