06 марта 2018, 09:48

Коммуналка из-под палки: «КРЦ ведет себя как наглый коллектор»

Почему граждане всегда в долгу перед теми, кто должен всего лишь грамотно выставить счета и цивилизованно собрать деньги?

В редакцию нашего издания почти одновременно обратилось сразу несколько человек, возмущенных методами работы ООО «Комплексный расчетный центр города Петрозаводска» (КРЦ). Когда мы начали разбираться, то выяснилось, что граждан, испытывающих неудобства от методов работы организации, собирающей с граждан плату за ЖКУ, очень много. Большинство из них предпочитает молчать, мирясь с бесцеремонностью жилищно-коммунальной «бухгалтерии». 

Коммунальная рулетка

- В 2016 году нашему дому, конечно, не без проблем, но удалось сменить управляющую компанию, к которой накопилось немало претензий. Официально с 1 февраля 2016 года управление домом перешло от "Гарантии плюс" к "Карельской управляющей компании". В квартире прописаны мы с женой и дочка. Собственниками квартиры являемся мы с женой. Дочка пока не работает... 

У Владимира, как и у других его соседей, изнурительная эпопея выяснения отношений с КРЦ началась именно со смены управляющей компании. 

Девятиэтажный дом в Петрозаводске на улице Мелентьевой, 20 для управляющих организаций – объект интересный. За такие дома они обычно сражаются с особым упорством. Суды с компанией «Гарантия плюс» длились около года. Когда все же удалось от нее вырваться, люди вздохнули спокойно и постарались побыстрее забыть трудности, связанные с переходом. Но в Комплексном расчетном центре Петрозаводска, с которым у компании «Гарантия плюс» был заключен договор на выставление счетов и сбор денег, о жителях дома не забыли. 

За квартиру мы платим регулярно. Никаких долгов у нас не было и нет. Неожиданно в октябре 2017 года с карточки у дочки списали 3,5 тысячи рублей. Естественно, она обратилась в банк, где ей сказали, что деньги списаны в связи с задолженностью за квартплату за 2016 год. Только тогда мы узнали, что, оказывается, еще летом 2017 года по заявлению КРЦ состоялся суд, и было принято решение взыскать с дочери якобы существующую задолженность в сумме 7,4 тысячи рублей за жилищно-коммунальные услуги за три месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь 2017 года. Мы даже не подозревали о судебном иске.

Нам показалось очень странным, что КРЦ решил взыскать мифический долг не с собственников квартиры, которыми являемся мы с женой, а почему-то с безработной дочери. Непонятно было, почему вдруг решили списать долг только за три месяца, хотя с "Гарантией-плюс" мы расстались с февраля 2016 года. Такое впечатление, что в КРЦ в рулетку играют, - рассказал Владимир.

У семьи начались «хождения по мукам». В суд были представлены платежные документы, подтверждающие, что граждане исправно платили за жилищно-коммунальные услуги Карельской управляющей компании, которая на законных основаниях управляла домом. В октябре 2017 года мировой судья отменил ранее принятое решение, и семья надеялась, что списанные деньги быстро вернутся на карточку. Тем временем деньги с карточки продолжали исчезать. 

В ноябре 2017 года граждане направили в КРЦ официальную претензию с требованием вернуть деньги. 

- В КРЦ нам сказали, мол, ждите письменного ответа. Мы его так и не дождались. В Службе судебных приставов объяснили, что КРЦ списал деньги напрямую, минуя их. Такая возможность предусмотрена законодательством. Мы через суд добились поворота исполнения судебного приказа, отнесли документы судебным приставом. Там нам выдали копию исполнительного листа, мы с ним пошли в банк. В банке сказали, что им нужен оригинал. Мы снова пошли к приставам, получили оригинал документа и отнесли в банк. После этого в банке сказали, что все равно не могут вернуть деньги, а могут только приостановить дальнейшее списание. А возвращать деньги должен КРЦ. В общем, замкнутый круг. Деньги списывают быстро, а, чтобы вернуть их, нужно, наверное, до президента дойти, - сказал Владимир.

Забегая вперед, скажем, что неправильно списанные с карточки деньги удалось вернуть в последних числах февраля 2018 года (!). И только после того, как в ситуацию вмешался журналист. 

Слабое звено

КРЦ ведет себя как наглый коллектор,

- прокомментировала ситуацию Марина Николаевна, управляющая домом по Мелентьевой, 20. 

Она рассказала, что проблемы с КРЦ начались летом 2017 года. Все необходимые документы, подтверждающие смену управляющей компании, были своевременно представлены в государственную жилищную инспекцию. С КРЦ, объяснила управляющая, у граждан вообще не было никаких юридически оформленных отношений, договор с Комплексным расчетным центром заключила компания «Гарантия плюс». С 1 февраля 2016 года дом официально попал под юрисдикцию Карельской управляющей компании, которая не стала прибегать к помощи КРЦ, чтобы выставлять счета гражданам.  

Проблемы начались летом 2017 года, когда на жильцов дома посыпались досудебные уведомления от КРЦ с требованием оплатить мифические долги за 2016 год. По словам Марины Николаевны, было три волны подобных уведомлений. Сначала с жильцов требовали долги за 7-8 месяцев, затем КРЦ разослал бумажки с долгами за четыре месяца, а в последних требованиях значилось уже два-три месяца. 

Граждане даже смеялись, мол, у КРЦ с каждым разом аппетиты становятся все скромнее. В уведомлениях, которые получали граждане, были угрозы, что, если срочно не оплатить долги, то закроют выезд из страны, ограничат коммунальные услуги, в общем, людей пытались запугать,

- вспомнила Марина Николаевна. 

Проблема заключалась в том, что досудебное уведомление – это просто предупреждение, из которого автоматически не следует, что компания обратилась в суд. Позднее в почтовых ящиках некоторых граждан появились судебные извещения, получив которые можно было узнать, что КРЦ пытается через суд взыскать якобы имеющиеся у гражданина долги. 

- К сожалению, не все граждане получили эти извещения. Было лето, многие жили на дачах или были в отпуске. Люди просто не знали, что КРЦ подал в суд. Извещение должен был получить лично гражданин, на имя которого оно пришло.

У меня создалось впечатление, что порой из состава семьи сознательно выбирались те, кто не мог грамотно себя защитить. Как объяснить, что извещение пришло на 85-летнюю бабушку, которая никогда не была собственником этого жилья, а просто имела в ней регистрацию, а к более молодым владельцам этой квартиры никаких претензий у КРЦ не возникло?

Представьте, что пожилой женщине нужно было лично идти на почту, чтобы получить документы, а потом разбираться в ситуации, идти в суд. У другого собственника в извещении неправильно написали фамилию, и он просто физически не смог его получить. Насколько мне известно, по нашему дому списали деньги у шести-семи семей. И гражданам пришлось помучиться, чтобы их вернуть, - рассказала Марина Николаевна.

Она крайне негативно отозвалась о работе КРЦ, где неохотно общаются с гражданами, порой даже не утруждая себя ответом на письменные претензии.               

Без срока давности

Жильцов дома по Зайцева, 53 «приветы» из КРЦ вводят в состояние нервного тика. 

- Все началось с 2013 года, когда наш дом обслуживала прогремевшая в Петрозаводске компания «Стандарт». Мы стали получать двойные квитанции – от Стандарта и от КРЦ. Вся эта неразбериха длилась до начала 2015 года. Мы платили компании «Стандарт», с которой у нас был договор. В 2015 году КРЦ попыталось взыскать с меня почти 11 тысяч рублей за 2013-2014 годы. Досудебные предупреждения получил весь дом. Сначала судебный приказ был вынесен в пользу КРЦ. Я собрала все квитанции и предоставила их в суд. После этого судебный приказ был отменен, а претензии с меня сняты, - рассказала Елена Геннадьевна. 

У ее соседки Галины Николаевны – история, похожая, как две капли воды. Только сумма, которую специалисты КРЦ пытались взыскать с пожилой женщины, в три раза больше. В комплексном расчетном центре посчитали, что Галина Николаевна задолжала порядка 30 тысяч рублей. 

- Мы все время платили в "Стандарт". Нам тоже пришлось пройти через суд, разбирались, предоставляли квитанции. Нам тогда сказали, чтобы мы больше не волновались, - сказала Галина Николаевна. 

Каково же было изумление граждан, когда в 2018 году (!) они вновь получили квитанции от КРЦ с требованием оплатить долги. Причем в самих квитанциях не было даже информации, за какой период «набежала» задолженность: просто скупая строка, мол, долг на январь 2018 года составляет такую-то сумму. Елена Геннадьевна получила аж две квитанции: в одной стояла такая же сумма долга, как и в 2015 году, а во второй долг зашкаливал за 22 тысячи рублей. 

Галина Николаевна тоже получила квитанцию от КРЦ ценой в 30 тысяч рублей: 

- Как так можно? В квитанции просто: долг на январь 2018 года. Не понятно, ни за что, ни за какой период.

Женщины пожаловались, что общаться с сотрудниками КРЦ очень тяжело. 

Вы не представляете, до какой степени там на людей давят морально. Говорят, что должны заплатить и все. Если позвонить по телефону, то там трубку никто не берет. Я не могла, во всяком случае, дозвониться. Эта ужасная организация,

- считает Елена Геннадьевна. 

Женщины рассказали, что аналогичные квитанции получили и жители соседних домов, которые ранее находились на обслуживании в компании «Стандарт». Как не хотела Елена Геннадьевна встречаться со специалистами КРЦ, но все же пошла туда и предоставила оплаченные за 2013-2015 год квитанции. По ее словам, ей объяснили, что копии квитанций якобы требует прокуратура. 

- У нас даже срок исковой давности прошел, а КРЦ все равно хочет на деньги раскрутить. Я им прямо сказала, что, если еще раз квитанцию получу, то уже в прокуратуру пойду, - женщину до сих пор потряхивает при упоминании о КРЦ.  

Когда заложнику жить хорошо 

Прокомментировать эти истории мы попросили генерального директора Комплексного расчетного центра города Петрозаводска Ирину Колобову. 

Она рассказала, что у КРЦ был заключен договор с компанией «Гарантия плюс», которая, в частности, обслуживала дом по Мелентьевой, 20. 

- Этот дом был на управлении в «Гарантии плюс». Мы начисляли жилищные услуги, услуги водоснабжения, водоотведения и выставляли квитанции по этому дому ежемесячно вплоть до 1 декабря 2016 года. Дело в том, что 1 декабря 2016 года нам пришла информация от компании «Гарантия плюс», что этот дом у них на управлении больше не находится, - сказала Колобова. 

По ее словам, когда возникают спорные моменты между управляющими компаниями, то жители должны предоставить в КРЦ протокол общего собрания, чтобы было ясно, с какого момента дом переходит от одной организации к другой. 

- На основании протокола общего собрания мы уже будем выяснять отношения с управляющей компанией, с которой у нас заключен договор, - объяснила генеральный директор. 

А как быть с тремя попытками взыскать с жильцов дома по Мелентьевой, 20 долги за 2016 год? Ведь граждане предоставляли в суд документы. Неужели в КРЦ не знали, что дом перешел в Карельскую управляющую компанию? 

Ирина Колобова настаивает, что для КРЦ официальным документом является письмо из управляющей компании, где черным по белому зафиксировано, что до 1 декабря 2016 года дом находился под управлением УК «Гарантия плюс».  

Нас предупреждает именно тот абонент, с которым у нас есть договорные отношения…. Мы заложники этой ситуации - между жильцами и управляющей компанией,

- сказала Колобова. 

Как Владимиру вернуть деньги, которые были списаны КРЦ? Ирина Колобова пообещала, что деньги в ближайшее время по данному исполнительному листу будут возвращены. И это обещание было действительно выполнено. Руководитель КРЦ объяснила, что в подобных ситуациях служба судебных приставов должна направлять к ним исполнительный лист, после чего производится возвращение денег гражданину.   

Откуда взялись квитанции гражданам, которые проживают в домах, находившихся в 2013-2014 годах на обслуживании в ООО «Стандарт»? Почему людей заставляют вновь предоставлять документы по оплате ЖКУ за периоды, по которым даже срок исковой давности прошел? 

- Я понимаю, что населению неоднократно направлялись эти претензии, сейчас по ситуации со «Стандартом» работает конкурсный управляющий. Мы просим граждан, чтобы они пришли к нам и показали квитанции, кому они платили. Если они оплатили жилищно-коммунальные услуги ООО «Стандарт», то мы это учтем и всем этим гражданам никаких бумаг больше направлять не будем, - объяснила Ирина Колобова. 

- Но ведь граждане уже предоставляли документы, сколько же можно?      

- Сейчас по этим долгам населения плотно ведет сверку конкурсный управляющий. Поэтому мы еще раз собираем документы. Есть такое неудобство, что придется прийти к нам еще раз. Мы отработает еще раз и уже больше такого не будет, - пообещала Колобова.

По ее информации, ООО «Стандарт» должно ресурсоснабжающим организациям более 100 миллионов рублей. В связи с этим КРЦ предлагает гражданам подтвердить документально, что они платили за оказанные услуги. Ирина Колобова предположила, что, возможно, граждане ранее передавали информацию не в КРЦ, а в другие организации, которые выставляли счета и собирали деньги.    

Вместо послесловия

Позвольте, раз уж Комплексному расчетному центру так нужна дополнительная информация, то почему бы сначала не извиниться перед гражданами, а потом предложить в удобном для людей режиме представить платежные документы?

Кстати, хранить квитанции мы должны всего три года. И, если квитанций за 2013-2014 годы не сохранилось, то это уже проблема КРЦ. Но вместо любезностей гражданам приходят грозные квитанции с астрономическими цифрами. И люди покорно идут в КРЦ, тратят свое время, выстаивают очереди.         

Увы, мы до сих пор находимся в состоянии бесправных баранов, с которых можно в любой момент списать деньги, а потом по четыре месяца их не возвращать, можно не отвечать на наши запросы, игнорировать просьбы, не обращать внимание на претензии. А можно, если так удобнее организации, трепать людям нервы, гонять их по несколько раз, чтобы подтвердить то, что и так давно известно. 

Почему так происходит? Почему нас не уважают и видят в нас не клиентов, а аморфное население, с которым работает только принцип кнута? Мне кажется, ответ – на поверхности. В Карелии так и не появилось органа власти, который бы смог навести порядок в сфере ЖКХ. Именно по этой причине, я прошу рассматривать данную статью как официальное обращение в карельский госкомитет по строительному, жилищному и дорожному надзору.    

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.