15 февраля 2019, 13:26

Без движения: депутаты выясняли, кто полгода мучает льготников 

В Карелии современные технологии не в состоянии одолеть заскорузлость госструктур.

На заседании парламентского комитета по здравоохранению и социальной политике депутаты выясняли ситуацию, связанную с предоставлением льгот по оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, проживающим в индивидуальных домах. Так как индивидуальные дома не находятся в управлении какой-либо организации, в органах соцзащиты нет информации о проживающих там льготниках. К тому же по закону центры социальной работы предоставляют льготы только после того, как убедятся, что услуги оплачены и у гражданина нет задолженности. 


После того как с 1 мая 2018 года в систему сбора мусора были внесены изменения, организацией этой работы в Карелии стал заниматься региональный оператор ООО «Автоспецтранс». Однако региональный оператор не сумел оперативно добиться передачи сведений о том, оплачена ли эта услуга льготниками, проживающими в частных домах, или у них есть задолженность.

Естественно, люди столкнулись с тем, что для получения льготы им приходилось обращаться в центры социальной работы, предоставляя подтверждающие документы. Если в городах и крупных поселках эту проблему еще как-то можно было решить, то люди, проживающие в отдаленных деревнях, попали в ситуацию, когда им дешевле вообще не пользоваться льготой, чем добиваться ее предоставления. Расходы на дорогу делали бессмысленным обращение в органы соцзащиты. Гражданам также было непонятно, должны ли они отдельно заключать договоры на вывоз мусора или достаточно того, что они оплачивают приходящие им квитанции. 

Министр социальной защиты Ольга Соколова сказала, что оплаченные счета, которые выставляют гражданам, проживающим в частных домах, фактически подтверждают договорные отношения с региональным оператором. Загвоздка, по ее мнению, в том, что льгота предоставляется только после того, как гражданин оплатил услугу. Как раз таких сведений в центрах социальной работы до недавних пор не было, что вызывало жалобы со стороны льготников, живущих в частных домах. 

Еще в августе 2018 года Министерство соцзащиты предлагало ООО «Автоспецтранс» заключить с Единым расчетным центром РК договор о безвозмездной передаче сведений о льготниках, оплативших услуги по вывозу мусора. Но, как это уже не раз бывало, отличились и Единый расчетный центр Республики Карелия, и региональный оператор, которые полгода не могли договориться друг с другом. В официальной справке, представленной депутатам, было сказано, что региональный оператор даже не потрудился ответить на предложения Минсоцзащиты. 

- До настоящего времени у нас, к сожалению, не было движения этой информации, хотя мы считаем, что это был самый простой путь для граждан,

- сказала Соколова. 

Между тем речь идет о двух фактически государственных предприятиях, которые не могут договориться в век цифровых технологий о передаче сведений, чтобы не мурыжить имеющих льготы граждан, большинство которых живут в деревнях и поселках, считая каждую копейку. Только спустя полгода неповоротливые республиканские структуры наконец-то отладили свою работу, и с февраля, уверяет министр социальной защиты, гражданам не придется бегать с квитанциями по инстанциям. Сведения, подтверждающие оплату услуг, будут напрямую поступать в центры социальной работы из Единого расчетного центра РК. 

Первый заместитель директора АО «ЕРЦ РК» Виктория Коптюкова подтвердила, что договоры заключены с центрами социальной работы Петрозаводска, Пряжинского, Олонецкого и Медвежьегорского районов. 

- Мы с февраля предоставляем информацию как о задолженности, так и о размере начислений и о размере норматива потребления,

- сказала Коптюкова. 

Остальные центры социальной работы, по ее словам, должны заключить договор в ближайшее время. Почему так долго в ЕРЦ РК не могли наладить элементарную работу по обмену информацией? По версии Коптюковой, в центре «разрабатывали соглашение о взаимодействии на безвозмездной основе, а также сам файл обмена информации».

- Это технические вопросы, - сказала Коптюкова.  

Стоит напомнить, что масса претензий к работе ЕРЦ РК возникла летом 2018 года, когда граждане стали получать квитанции по оплате услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, которые пестрели недостоверными сведениями. Тогда приходилось часами выстаивать в очередях в ЕРЦ РК, чтобы выяснить ситуацию. Возмущение людей было настолько мощным, что пришлось даже сменить директора этой организации. Правда, об удобстве граждан здесь, похоже, думать так и не научились.  

Остается только напомнить, что в центрах социальной работы расчет компенсации гражданам может быть произведен за предшествующие месяцы, начиная с 1 мая 2018 года. Другими словами, те, кто в силу обстоятельств не смог раньше обратиться в центр за компенсацией по оплате услуг по сбору мусора, может это сделать сейчас и получить льготу «задним числом». Это подтвердила Ольга Соколова, сказав, что такая возможность предоставлена для того, чтобы избежать нарушения прав граждан, и в центрах социальной работы необходимые расчеты при предоставлении документов обязательно сделают.                   

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.