У карельских мини-отелей осталось два месяца, чтобы поймать «звезду»
22 октября в Петрозаводске в гостинице «Северная» по инициативе петрозаводского Агентства городского развития состоялась встреча карельских отельеров, руководителей турфирм, сотрудников музеев, на которой пытались понять, чем завлечь туристов в столицу Карелии. Как выяснилось, по уровню креатива мы пока серьезно отстаем и от питерцев, и от мурманчан.
Представителей гостиничного бизнеса больше интересовало, как пройти процедуру классификации и получить «звезды», которые с 1 января 2020 года станут обязательны для небольших отелей, имеющих от 15 до 50 номеров. С 1 июля 2019 года «звездность» должны иметь все отели, имеющие больше 50 номеров, и санатории.
- Час «икс» уже пробил... Гостиница, у которой более 50 номеров, если она работает без звездного статуса, нарушает законодательство, - отметила эксперт из Санкт-Петербурга Лилия Биткулова.
Интересно, что в российском законодательстве, помимо традиционных 1, 2, 3, 4 и 5 звезд, которые присваиваются гостиницам, предусмотрена категория «без звезд». По словам Биткуловой, категория «без звезд» пользуется особой популярностью среди небольших отелей, которые предпочитают лучше вообще «не звездить», чем именоваться гостиницей с одной или двумя звездами.
Споры участников встречи вызвало требование пройти классификацию не только гостиницам, но и санаториям. В российском правительстве продолжается дискуссия о том, не освободить ли санатории от обязанности проходить классификацию. Биткулова настаивает, что в настоящий момент санатории никто не освобождал от этой процедуры.
Из карельских лечебно-оздоровительных учреждений обязательное требование законодательства выполнил только санаторий «Белые ключи», которому официально присвоены три звезды.
Проверить, имеет ли отель или санаторий звездность, можно на официальном сайте Минэкономразвития РФ. Кстати, за искажение информации, когда отель прибавляет себе звезды, предусмотрены штрафные санкции.
Карельские отельеры, считает Лилия Биткулова, пока слабо используют различные «заманухи», с помощью которых можно было бы на денек-другой задержать туристов в Петрозаводске. Дополнительные услуги в отелях, интересные экскурсии, приглашения на выставки, спектакли, концерты, календарь интересных мероприятий, единые туристические карты - все это давно используется в туриндустрии Санкт-Петербурга, что дает гостиницам дополнительный заработок. Казалось бы, мелочь – украсить номер лепестками роз за 1 тысячу рублей. А между тем эта услуга в питерских отелях весьма востребована. Как и предоставление в номер дорогих марок вина, сырных тарелок, приглашение посетить спа-процедуры и тому подобное.
С особенностями карельского сервиса Лилии Биткуловой пришлось познакомиться лично. Она приехала в Петрозаводск рано утром и заказала в отеле кофе. К кофе она попросила шоколадку или конфетку. Ей популярно объяснили, что шоколадки закончились, конфет нет, а пирожные испекут после обеда.
Эксперт из Северной столицы рассказала, что в Санкт-Петербурге, который испытывает наплыв туристов из Китая, шоколад «Аленка» продается на каждом углу, не говоря уже об отелях. Китайцы скупают «Аленку» тоннами: раскрученный в советские времена сладкий бренд до сих пор пользуется у них бешеной популярностью. Это пример того, как рынок мгновенно реагирует на запросы гостей.
Один из участников встречи рассказал, что мурманчане пошли еще дальше. Китайцы забронировали отели Мурманска на ближайшие зимние месяцы, когда на город опускается полярная ночь. Все дело в раскрученной байке, что ребенок, которого зачали в условиях полярной ночи, с высокой долей вероятности будет мальчиком.
К наплыву иностранных туристов лучше готовиться заранее.
Тем более что с 12 октября 2019 года питерский аэропорт Пулково начал принимать иностранцев по электронным визам из 53 стран мира.
Электронные визы выдаются по упрощенной схеме и действуют до 16 дней. В числе первых туристов, воспользовавшихся электронными визами, стали путешественники из Финляндии, Латвии, Ирана и Венгрии.
Пока по однократной электронной визе в Россию можно въехать через пункты пропуска Владивостока, Дальневосточного федерального округа, Калининграда, Ленинградской области и Санкт-Петербурга. С 1 января 2021 года электронная виза будет введена во всех наиболее востребованных городах России.
По статистическим данным, рассказала Биткулова, среди зарубежных туристов, посещающих Россию, лидируют, как ни странно, американцы. Китайцы только на пятом месте. Но, учитывая их численный потенциал и стремительный рост материального благосостояния, туристический поток из Китая будет только расти.
Когда эксперт из Санкт-Петербурга посетовала на то, что в фирменном поезде нет даже журнала, рекламирующего карельские красоты, зал отреагировал на редкость эмоционально. Участники встречи уверяют, что неоднократно пытались предложить карельскому правительству договориться с железной дорогой о рекламных акциях, но никакого интереса у чиновников это не вызвало.
До сих пор наше карельское правительство не может поднять зад и пойти к РЖД, чтобы выложить хотя бы обзорный журнал в фирменном поезде,
- заметил Михаил Епишен.
Он не так давно летел компанией "Эмирейтс" и в самолете увидел журнал с фотографиями знакомого ландшафта. Уже дома он перевел текст и сильно удивился, что это рассказ о туристических объектах Мурманской области. Епишен не поленился и выяснил, что появление статьи - целиком и полностью заслуга региональной власти, где после консультаций с турфирмами области заказали и оплатили статью в журнале.
- Где-то органы власти работают, они хотят наполнять казну, - заметил Михаил Епишен.
Самостоятельные попытки обсудить с железнодорожным монополистом формы привлечения туристов в Карелию, если верить представителям карельской туриндустрии, обычно заканчиваются тем, что им «выкатывают» огромные счета.
Руководитель турфирмы «Санрайз» Марина Соколова рассказала о личном опыте привлечения туристов в Карелию. В селе Крошнозере у турфирмы есть небольшой гостевой дом на 10 человек, который в этом году отработал первый сезон.
- В селе есть местный костяк из инициативных женщин и мужчин. Они поют в хоре, проводят мастер-класс по изготовлению калиток, могут научить, как правильно собрать, изготовить и заварить иван-чай. Этим летом мы провели для женщин из разных уголков России специальное мероприятие по изготовлению букетов. Конечно, были и уха по-карельски, и обзорные экскурсии с местными жителями, и баня, и шашлыки, - рассказала Соколова.
По ее мнению, в Карелии слабо «завязаны» между собой различные туристические объекты. Путешественники просто не знают о тех интересных местах, где бы их с радостью приняли. Банально не хватает информации, которая бросалась бы в глаза, которую можно было бы легко найти даже самому ленивому путешественнику.
Судя по этой встрече, Карелия, как и прежде, может гордиться мощным туристическим потенциалом, который надежно скрыт от путешественников, заезжих бизнесменов, просто случайных гостей, которых у нас еще не научились искусно «цеплять» на туристическую наживку.