18 ноября 2019, 07:05

Турпроект чемпиона мира обернулся в Карелии уголовным делом 

Раскрутка мраморного карьера «расколола» жителей деревни Белая Гора

Знаменитый карельский лесоруб, чемпион мира среди вальщиков леса Илья Швецов три года назад решил попытать счастье в сфере туризма. Для раскрутки нового туристического объекта идеально подошла родина его предков — деревня Белая Гора Кондопожского района. На противоположном от деревни берегу озера находится заброшенный мраморный карьер, который при должном «обрамлении» мог бы стать еще одной жемчужиной туристической Карелии. 

Однако продвижение проекта натолкнулось на сопротивление. Далеко не все жители деревни оказались рады появлению инициативного лесоруба.

Одним из результатов разгорающегося конфликта стало возбуждение уголовного дела по факту незаконной рубки деревьев вблизи мраморного карьера. Журналист портала «Петрозаводск говорит» встретился и с теми, кто за, и с теми, кто против, и с теми, кто держит нейтралитет.     

Полуостров раздора      

Небольшая уютная деревня Белая Гора расположена в удивительно живописном месте — на берегу озера Гижозеро (по другой версии, Хижозеро) в 60 километрах от Кондопоги. До знаменитого Тивдийского карьера, мрамор которого использовался для строительства и отделки зданий в дореволюционном Санкт-Петербурге, рукой подать. Нужно лишь переплыть на противоположный от деревни берег и забраться на скалу. 

На вершину 25-метровой скалы, это хорошо видно со стороны деревни, сейчас ведет деревянная лестница, по которой туристы могут подняться на смотровые площадки. Отсюда открывается вид на местную знаменитость — мраморный карьер. Лестница, смотровые площадки, появившиеся туристические указатели  — это первые результаты превращения заброшенного карьера в туристический продукт, пригодный к «массовому употреблению». 

Илья Швецов, взявший в аренду участок с карьером для создания природного парка «Белогорье», во многом уже преуспел. В 2019 году в деревне Белая Гора стали появляться автобусы с туристами. Для того чтобы переправлять путешественников на противоположный берег, Швецов построил понтон и причал. С тем, где держать понтон, проблем не было. У мамы знаменитого лесоруба в деревне есть дом и участок, расположенный «на первой линии». В конце октября понтон одиноко стоял на берегу, морально готовясь к затяжной зимовке.  

Деревня заканчивается небольшим полуостровом. Когда-то это был остров, но рукотворный канал давно засыпали.

Хотя на картах эта часть деревни по-прежнему выглядит как остров. Сюда ведет дорога, которую преграждает шлагбаум. Вирус незаконного «огораживания» добрался и до Белой Горы. Этот укромный, спрятанный от посторонних глаз краешек деревни и стал главным источником раздора. 

Сенокос для небожителя

Несмотря на то что на полуострове выделено несколько земельных участков, фактически здесь живет Сергей Власов с семьей. У одного из его соседей много лет назад подожгли дом. Больше он так и не отстроился. Именно той старой трагедией, виновников которой так и не нашли, Власов объясняет появление шлагбаума. Понятно, что нехитрое сооружение отпугивает нежданных туристов и рыбаков, случайно забредших на полуостров.

Еще на подступах к владениям Власова навстречу гостям с радостным лаем выбегает собака. Она хоть и на привязи, которая не позволяет ей забежать на дорогу, но случайным путникам наверняка станет не по себе. Психологически все рассчитано верно: заранее не угадать, какой у собаки нрав и как близко она может к тебе приблизиться.  

Весной, рассказал сын Власова  Евгений, на полуострове появился Илья Швецов, который получил небольшой земельный участок прямо на берегу озера, как сказано в документах, под сенокошение. Территория под сенокос вплотную подходит к участку Власова и фактически захватывает часть дороги, по которой удобнее всего можно было подъехать к дому. Вряд ли кто-то искренне собирался использовать участок для заготовки сена, так как к моменту выделения он давно зарос деревьями.

Это подтвердили живущие рядом Олег и Галина Гурьевы, которые крайне негативно относятся к перспективе оказаться в центре туристического паломничества. 

По их словам, участок на полуострове потребовался Швецову для того, чтобы соорудить здесь канатную переправу. Место для этого — идеальное. Полуостров словно стремится соединиться с противоположным берегом, образуя самое удобное место для переправы. Широкая озерная гладь в этом месте превращается в небольшой проток, отделяющий Гимозеро от Кримозера.     

По версии Сергея и Евгения Власовых, все началось с того, что Швецов начал активно интересоваться их участком, делать замеры, фотографировать. 

- Я к нему относился как к небожителю. Он чемпион мира по валке леса — гордость Карелии. Он взял карьер — дело хорошее развивать туризм. В этом году он стал вести себя агрессивно. Я у дома сижу, а Швецов берет камеру, обходит мой дом, фотографирует. Кому это понравится?

- сказал Сергей Власов. 

Но больше всего его возмутило, когда знаменитый лесоруб стал валить деревья на участке под сенокос, перегородив привычный подъезд к дому.  Позднее на дороге появились бетонная балка и очередной шлагбаум, которые перекрыли Власову возможность подъехать к дому привычным путем. Жалобы на «сенокос» ни к чему не привели. В администрации Кондопожского района отметили, что Швецов ничего не нарушил, а лишь «частично очистил от кустарника» участок.

Администрация Гирвасского сельского поселения действительно выдала Швецову разрешение на расчистку участка от «древесно-кустарниковой растительности». Глава Гирвасского поселения Ольга Сивоконь полностью на стороне Швецова, она уверена, что вырубать деревья в 20-метровой водоохранной зоне не противоречит законодательству. 

- Мы выезжали на место, там не деревья, там кустарник и мелколесье… Мы проверяли, как он все вырубил и убрал, - сказала Сивоконь.

По ее словам, она не обнаружила следов больших деревьев. 

«Сенокошение» привело к тому, что без того не самые теплые отношения перешли в стадию открытой вражды.  

Хоть поверьте, хоть проверьте 

- Когда Швецов начал пилить деревья в водоохранной 20-метровой зоне возле нашего дома, у нас возникли подозрения, что если он здесь это себе позволяет, то что же делается у карьера. Мы и другие местные жители видели, что раньше на другом берегу вблизи карьера валили деревья. Нам стало интересно, а все ли законно. Отец и другие местные жители переправились на противоположный берег и насчитали более 100 свежих пеньков деревьев. Мы собрали инициативную группу и приняли решение обратится в кондопожское лесничество по данному факту, - рассказал Евгений Власов.

По его словам, сотрудники лесничества долго не хотели верить, что подобное возможно. Не зря Илья Швецов пользуется в республике авторитетом. Выезд «на натуру» подтвердил худшее - массовые нарушения лесного законодательства на участке, арендованном известным лесорубом. 

29 июля 2019 года следственным отделом ОМВД России по Кондопожскому району было возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки и уничтожения более 100 деревьев (ст. 260 ч. 2 УК РФ). Предполагаемый ущерб оценивается в 101,4 тысячи рублей. Дело в настоящее время находится в стадии расследования. 

Илья Швецов не остался в долгу. По его заявлению управление Росреестра по РК провело проверку земельного участка Сергея Власова. Он тоже оказался небезупречен. В ходе проверки был выявлен факт самовольного занятия земельного участка, где Власов построил  сарай и деревянное строение, внешне ничем не отличимое от обычного дачного дома.

 

Согласно предписанию Росреестра, Власов должен до 27 февраля 2020 года освободить участок от двух незаконно возведенных строений или официально оформить свои права на землю. 

Ольга Сивоконь считает, что большинство жителей деревни поддерживает Швецова и его туристический проект по раскрутке мраморного карьера. 

- Есть несколько человек, которые недовольны, - сказала глава поселения.

Туризм - не помеха  

Пройдя по деревне, я убедилась, что многие жители совсем не против «туристического бума». Местные жительницы Александра Федоровна и Нина Михайловна заверили, что не против туризма. Они, правда, пожаловались, что Илья Швецов не посвятил жителей деревни в свои планы, не спросил совета, не обсудил, что нужно сделать, дабы не разрушить привычный деревенский уклад. 

- Я не там и не там, я посередине, - объявил о нейтралитете Валерий Александрович, услышав вопрос о конфликте в деревне.

- У нас почти вся деревня за то, чтобы туризм развивался. Без этого нам не обойтись. У нас в деревне  красивая церковь девятнадцатого века Казанской иконы Божией Матери, которую нужно восстанавливать. Мы хотим приход открыть. Благодаря Швецовым — Илье и его жене Галине - церковь поставили на баланс кондопожского прихода. Он с супругой направлял письмо. У нас в планах взять в аренду землю и пока построить часовенку. Этим летом много туристов к нам приезжало. Галина с детьми мастер-класс проводила, все очень довольны были. Летом здесь ребятишек много. Илья Швецов очень доброжелательный. Возможно, с его помощью удастся найти спонсоров, чтобы восстановить церковь, - рассказала другая жительница деревни Светлана.

Луиза Анатольевна вопросу о конфликтной ситуации удивилась. Она не понимает, чем может мешать Илья Швецов и его бизнес. Услышав голоса, подошла соседка Людмила Александровна.

- Нам Швецов не мешает. Не шумит, возит туристов к карьеру, проводит экскурсии, - перебивая друг друга, говорили женщины.

Конфликтную ситуацию Луиза Анатольевны и Людмила Александровна объясняют тем, что Сергей Власов привык единолично распоряжаться полуостровом. Людмила Александровна рассказала, что Власов «гоняет» ребят, которые наведываются на полуостров, дескать, нечего вам тут делать. 

- Мне так нравится Белая Гора. Здесь удивительно теплое место. Когда понеслась эта свистопляска, я удивилась, кому нужны эти ссоры. Единственно, я считаю, когда Швецов это затеял, ему нужно было пройти по деревне и с каждым поговорить, - считает другая обитательница Белой Горы Светлана Оргина.

Со своей инфраструктурой под чужие окна 

В начале деревни рядом с заброшенным остановочным комплексом красуется новенький туалет явно не для личного пользования. Возле него выровненная площадка с кучей гравия в центре. Это еще одна «точка местного кипения». Там, где теперь красуется туалет с площадкой для парковки транспорта, был огород. Илья Швецов выкупил участок, чтобы расширить туристическую инфраструктуру. Прямо под окнами Карнишовых.

 

-У нас тропинка проходит прямо за этими туалетами. Конечно, для нас это дискомфорт. У меня двое маленьких детей. Я детей несу в баню и слышу, что там в этом туалете происходит. Пока запаха еще нет, но все равно неприятно. Илья Швецов с нами ничего не согласовывал. Он приходил к моей маме, чтобы она подписала какое-то бумаги. Он нам про туалет ничего не говорил, рассказывал про огороды. А когда купил землю, сказал, мол, я буду делать что хочу. Хотя здесь, согласно документам, ни о какой стоянке даже речи не может быть. У меня есть фотографии, когда большие автобусы здесь останавливались. Сначала мы с Ильей общались спокойно, а сейчас до конфликта дошло. Приезжала проверка, он их уверял, что это его личный туалет,

- рассказал Денис Карнишов.

Даже Ольга Сивоконь, которая  двумя руками за продвижение проекта Швецова, вынуждена была согласиться с Денисом:

- Это, конечно, нарушение. Организовывать стоянку в поселке, куда люди приезжают отдыхать, тут же ставить туалет, куда все ходят, это я не одобряю, - сказала глава поселения.

На «плодородном слое» 

Разговор с Ильей Швецовым у нас получился долгим. Впервые он столкнулся с Сергеем Власовым несколько лет назад, когда проект только начинался. Хотя его неприятно поразил шлагбаум, но беседа получилась вполне мирная. 

В 2018 году, когда в Белой Горе был фестиваль уснувших деревень, туристов к карьеру возили по самому короткому пути — с полуострова, где Швецов соорудил небольшую пристань. После праздника известный лесоруб вплотную занялся карьером:  

- Я сделал пристань, сделал лестницу, сделал смотровые площадки, убрал валежник, камни. Парк был полностью захламлен упавшей древесиной. Я расчищал, собирал в кучи, чтобы осенью все сжечь. Туристов было мало.

Осенью 2018 года к Швецову обратились школьники Петрозаводска с просьбой посетить мраморный карьер. Он согласился бесплатно отвезти их на противоположный берег при условии, что ребята помогут очистить парк. По словам Ильи Швецова, увидев школьников, Власов был явно недоволен. Во всяком случае, с ним он даже не поздоровался. 

После этого Сергей Власов настойчиво стал предлагать взять в аренду заброшенную дорогу к карьеру, отремонтировать ее и возить туристов вдали от его участка. Если отвлечься от нюансов, дальше рассказ Швецова во многом повторил версию Власова, только с другими акцентами.

В распоряжении Швецова есть диктофонная запись встречи с местными жителями, которые жаловались, что теперь на полуостров, где раньше любила собираться молодежь, лишний раз не пойдешь, дескать, Сергей Власов бывает очень недоволен, когда нарушают его покой. 

- Он хочет один владеть полуостровом,

- убежден знаменитый лесоруб. 

Илья Швецов настаивает, что закон он не нарушал. По его словам, очистить от деревьев участок, выделенный под сенокос, ему разрешила поселковая администрация, а деревья возле карьера вырубил кто-то другой. 

- А кому, кроме вас, там интересно пилить деревья?

- Кому интересно? Да тому же Власову или деревенским!

- предположил мой собеседник.

Илья Швецов настаивает, что прекрасно знает лесное законодательство и представляет размеры штрафов, которые грозят за незаконную рубку деревьев.

- Смысла нет так рисковать, - заметил он.              

Он воспринимает происходящее как месть со стороны тех, кто недоволен его деятельностью. Откровенно говоря, версия сомнительная, но другой у Швецова нет. 

- Мы имеем уголовное дело, высосанное из пальца,

- уверяет он.   

Мне показалось, что Швецов видит подвох со стороны своего главного оппонента даже там, где его нет. По его словам, бывшую дорогу он перегородил бетонной балкой, чтобы Власов «не испортил плодородный слой», а потом не свалил бы все на него. 

Историю с появлением туалетов и стоянки под окнами у Карнишовых знаменитый лесоруб объяснил просто: туристам нужно где-то сходить в туалет и где-то припарковать машины. 

- Другого места нет, - твердо сказал Швецов.

Идея организовать общественный туалет на участке, принадлежащем его родственникам, Илью Швецова не впечатлила. Он искренне убежден, что, развивая туристический проект, делает доброе дело для деревни и ее жителей. 

Илья Швецов, точно так же, как и Сергей Власов, не знает, как разгоревшийся конфликт перевести в соседские отношения. Это означает, что поток взаимных жалоб, претензий, обращений в структуры власти и правоохранительные органы еще долго не иссякнет. Сомневаюсь, что в этой борьбе кто-то окажется победителем.      

Вот, собственно говоря, главные сюжетные линии конфликта на почве туризма. Журналисту всегда проще, когда в рассказанной им истории правда на чьей-то одной стороне. Увы, это не про Белую Гору. Если абстрагироваться от явного «перегиба» с туалетом и стоянкой, то все остальное, как мне кажется, печальный итог неумения людей договариваться, слышать друг друга, искать компромиссы. Безусловно, проект Ильи Швецова — это возможность для всей деревни открыть новую страницу в своей истории. Конечно, Сергею Власову хотелось бы и дальше чувствовать себя полноправным хозяином небольшого, но такого живописного берега озера. Позиция его и его соседей напоминает старый советский анекдот: дескать, мы не против колхоза, только не в нашей деревне. 

Каждый стоит на своем, не желая посмотреть чуть дальше личных интересов. Жажда посильнее досадить обидчику делает компромисс практически невозможным. И это настоящая беда, которая незаметно разрушает выпавший деревне шанс открыться миру и стать еще одной туристической находкой Карелии.     

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.