Инвалид из Петрозаводска попытался заставить соблюдать свои права

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 18 мая в 2002 году

Много ровно 20 лет назад говорилось о том, что помощь инвалидам для государства – одна из самых важных задач. Действительно, в те годы для людей с ограниченными возможностями и в России, и в Карелии начали создавать условия. Однако, инвалида первой группы Виктора Ивановича Марчука министерство социальной защиты РК обидело.

До своей тяжелой болезни Виктор Иванович служил в Музыкальном театре, пел. А оставшись без ног любил посидеть на лавочке у дома, поиграть на аккордеоне, порадовать соседей песнями. Выбирался он и на природу на своей инвалидной коляске. Как он сам говорил, он ждал ее тринадцать лет. Но коляска, которую предоставило ему министерство социальной защиты Карелии, Виктора Ивановича не устроила. Она часто ломалась.

«Беда с колесами. Ненадежные. Восьмерки на них образуются. Резина протирается. Однажды колесо лопнуло, я от улицы Федосовой не мог домой приехать», - пожаловался Виктор Иванович. И обратился к министру социальной защиты Николаю Черненко, чтобы его обеспечили хотя бы резиной на колеса, но ничего не получил. Вообще, его отношения с министром не сложились. На протяжении многих лет они не могли найти общий язык: «Этот человек уже органически не переваривает меня. А я – его. У нас взаимная идиосинкразия. Я знаю почему. Это очень меркантильный человек. Хамоватый. Он звонит мне и так хамит! Я думал, что дворник. Не мог определить, кто звонит».

Особенно обидела Виктора Марчука история с машиной. 36 600 рублей выделяет государство каждому инвалиду на покупку автомобиля. Выделены эти деньги были и Виктору Ивановичу. Но та машина, которую ему предложили на эти деньги, по его словам, оказалась настолько плоха, что ездить на ней было невозможно.

«Господин Черненко с его клевретами и эпигонами деньги, очевидно, поделили между собой, - утверждал инвалид Марчук. – Но мне эти деньги не дали. А он сказал мне: будешь ездить на том, на что я тебя посажу. Сказал мне весной прошлого года, когда я пошел выяснять, в чем там дело».

Была у Виктора Марчука и своя машина, которую ему подарил знакомый швед. На ее ремонт денег у хозяина не было. Он попросил, чтобы на ту сумму, которую государство выделило на покупку машины, ему отремонтировали этот автомобиль. Но ответа не получил. Зато ему выдали тележку, на которой он с трудом ездил по двору. «Вот – то, что мне выдали. Сказали, что она семь тысяч рублей стоит. И эти деньги из тех 36 тысяч. В «Эльдорадо» хороший иностранный телевизор семь тысяч стоит. А тут эта тележка. Она что – из золота?!»

Просьбы несчастного артиста выполняли лишь после того, как он писал очередное письмо Сергею Катанандову. Но по каждой мелочи писать Главе Карелии Виктор Иванович не хотел. А желание у него было одно и простое: чтобы четко выполнялись законы, в которых прописаны права инвалидов. Тогда его коллегам по несчастью жить будет намного легче, считал он.

Самая массовая газета Карелии «ТВР-Панорама» отпраздновала свой 10-летний юбилей. Поздравления журналистам шли несколько дней и со всех концов республики. И неудивительно: ведь у еженедельника было много по-настоящему верных друзей.

Первый номер газеты, который вышел в 1992 году, за десять лет пожелтел от старости. Главный редактор издания Алла Белозерова хранила его в своем сейфе. Это уже была историческая реликвия. В чем был секрет популярности любимого еженедельника? Вероятно, в доброте людей, которые его создавали.

«Мы всегда старались себя подавать, как журналисты, прежде всего. А команда очень сильная была порой, могли многое эти ребята. Очень важно в любой газете угадать: что сегодня интересно почитать человеку», - не скрывала свои секреты Алла Александровна.

В редакции ТВР-ки в том десятилетии работали многие асы карельской журналистики. Их имена помнили читатели. «Очень важно, чтобы команда была. Короля играет свита. Какая команда – такая и газета. Какой редактор – такая и газета», - добавила Алла Белозерова. За десять лет у газеты появились принципы, которым журналисты строго следовали. Это уважительное отношение к коллегам, бережное отношение к русскому языку.

«Нельзя никого обижать в газете. И я не считаю, что разоблачать кого-то это функция газеты. Меня мало кто в этом поддерживает. Есть суд – пусть он этим занимается», - считала редактор. Любили эту газету еще и за то, что она никогда не опускалась до политических дрязг: «Мы когда создавали ТВР, так она сперва называлась, то мы с учредителями, а их поначалу было два, потом три, потом четыре, мы договорились, что это будет газета для семейного чтения. Никакой политики, никакой чернухи – ничего». Можно было услышать о том, что «ТВР-Панорама» – газета для пенсионеров. Так говорили, когда хотели уязвить издание. Но журналисты были с этим не согласны, а на это у них имелись факты: «Мы проводили социологические исследования. И самый большой читательский срез – 35-45 лет. А самая большая почта в издании у страницы – в жизни не догадаетесь – «Детский остров». То есть нас читают и дети». Журналистов пришли поздравить коллеги и друзья, которых у издания с каждым годом становилось все больше. Поздравляем сегодня и мы наших коллег с 30-летием любимого издания!

Таким было 18 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.