«А получилось как всегда»: инвалидам Петрозаводска усложнили жизнь
Родники Петрозаводска безусловно и всегда были гордостью горожан и предметом их особой заботы. Но когда к этой чистой народной любви к чистой воде примешивается политика, тогда может произойти такая история, о которой мы сейчас расскажем. На улице Федосовой ровно 20 лет назад появился деревянный «теремок». Симпатичный, но жителям он напрочь не понравился. Теремок — это навес над популярным родником, который построили к лету 2001 года.
Любовно вырезанный из дерева символ под крышей — медведь и надпись «Единство» — не двусмысленно указывал на тех, кто поспособствовал в установке. Эта партия, напомним, была предтечей партии «Единая Россия». Именно сторонники партии решили облагородить родник. Получилось на самом деле красиво. Но инвалид-колясочник Виктор Иванович Марчук, как и другие пожилые и немощные люди, уже не мог, как раньше, налить водички.
«Я спокойно подъезжал на коляске, с любой стороны мог достать воду, - показывал Марчук. - Сейчас подъезжаю — воды не достать. Приходится с той стороны, а там гравий, и из этого гравия без посторонней помощи мне на моей телеге не выбраться. А у меня есть товарищи, у которых ног по самый пах нет. Для них это большая проблема. А мы любили с ними здесь встречаться, беседовать у родника, на природе».
Саму опалубку сделали очень высоко. И трубу провели далеко от края. И про зиму люди боялись, что вовсе останутся без родника: «Зимой тут все замерзнет, и ледник весной оттает. Тут будет гора льда, и никто к нему долго не подберется». Пока журналисты снимали репортаж, десяток человек пришли за водой. У них не было больших канистр и бидонов, как раньше. Виктор Марчук пояснил, почему люди больше не носят такие емкости: «Раньше там была подставочка. Ставили на нее, и натекало. А теперь — попробуй, удержи в руке на весу. Люди ведь немолодого возраста. То есть очень много неудобств».
Сам Виктор Иванович пришел к роднику с внуком Лешей. Внук и помог деду набрать две канистры воды, которая среди посетителей родника считалась целебной. Не в обиде был Виктор Марчук на партию, которая доставила ему массу неудобств. Но совет партийцам он дал: «Ребята, не надо жить по-черномырдински: «хотели как лучше, а получилось, как всегда». А то получается так: если «Единство» придет к власти, а делать ничего не умеют, все тяп-ляп, а потом заставят всю Россию тянуться, наклоняться. Зачем это делать?»
Озабоченная претензиями к работе маршруток, мэрия Петрозаводска намеревалась объявить очередной конкурс на право заниматься перевозками граждан на территории города. Среди водителей частных автобусов были недовольные этим решением. Десять рублей за одну поездку — такие планы были у некоторых частных перевозчиков. Вот так аппетит – учитывая, что тогда платили в автобусе и троллейбусе всего пятерку. В те годы деятельность частников, обладающих микроавтобусами, не регламентировалась никакими лицензиями. Со временем появились и постановления, и указы, и решения. Главным рулевым в Петрозаводске, который пытался навести порядок в перевозках, стала администрация.
«Она взяла на себя обязанности организатора, чтобы расписание было согласовано, чтобы выполнить транспортное законодательство, в котором четко написано, что расписание согласуется в администрации местного самоуправления. И это уже дало им определенный козырь — согласовывать или не согласовывать. И мы мучаемся, потому что лоббируются интересы одних, ущемляются интересы других», - сказала Надежда Бабарова, ООО «Лига частного транспорта РК».
А тем временем горожане попривыкли к этому малому общественному транспорту. Платить в маршрутках тогда нужно тогда было столько же, сколько и в муниципальных автобусах и троллейбусах — пять рублей. Конкуренция не давала поднимать цены. Занимались перевозками четыре компании. И с их слов получалось так, что новые препоны в виде конкурсов вырастали в угоду одному, но очень влиятельному предпринимателю и депутату.
«Лоббируются интересы и сейчас, и два года назад, естественно, Виталия Красулина. Конкурс — это приобретение единовластия, это мое мнение, — сказала Бабарова. - Потому что если администрация выступает, как организатор, то она не совсем хорошо понимает свои полномочия. Я в мэрии это говорила».
Это одна точка зрения. Вторую журналистам представить не спешили. Начальник управления городского хозяйства Учаев не давал комментарии. Хотя вопрос был животрепещущий. Для простого обывателя поездка с работы домой и обратно — процедура ежедневная. И ему все равно, кому в карман уйдут деньги за проезд. Но предпринимателям было не все равно. Они уверяли, что трудятся для блага пассажира: «Если говорить о взятках — мы работаем два с половиной года и никому не платим никаких взяток, - заверила представитель Лиги частного транспорта. - Мы нормальные люди и считаем, что на данной планете, на нашей Земле, в своем государстве мы по Конституции имеем полное право на труд».
Таким было 29 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.