06 февраля 2017, 10:45

Территория раздора. Яхт-клуб оказался в окружении нелегальных построек

На берегу Онего продолжается незаконное строительство, а судебные приставы не могут найти фирму-нарушителя.  

История возведения яхт-клуба «Адмирал» может служить азбукой для начинающих предпринимателей, которые еще полны идей и радужных надежд. Подрезать крылья инвестору, рискующему своими деньгами, в нашей стране не представляет особого труда. Больше трех лет петрозаводский яхт-клуб борется с незаконным строительством причальных сооружений, которые нагло, на глазах у всех возводятся на территории, арендуемой московской компанией. Государство, с его мощной и разветвленной репрессивной системой, почему-то разом слабеет, когда речь заходит о малоизвестной фирме, орудующей на берегу Онего.   

Не по-соседски

Строительство в Петрозаводске яхт-клуба началось еще в 2012 году. За последние пять лет предприниматели, решившие восполнить инфраструктурный пробел карельской столицы, столкнулись и с бюрократическими препонами, и с незаконным захватом водной акватории, и с бессилием властных структур, и с неисполнением судебных решений. 

Представитель яхт-клуба Юрий Кучеренко рассказал, что в далеком 2008 году, когда удалось получить на набережной Онежской флотилии земельный участок, даже не предполагал, какие тяжелые времена его ждут. Только разработка проекта заняла пять лет. 

Юрий Кучеренко
 

— Проект нам дался непросто, мы сверяли с крайне запутанным законодательством каждый шаг, зато в результате получили качественный документ. На берегу Онежского озера предполагалось возвести целый комплекс для обслуживания яхтсменов, владельцев катеров и снегоходов.

В проект вошли гостиница с рекреационной зоной, кафе-ресторан, небольшой магазин, административное здание, помещение для обслуживания катеров и снегоходов, автостоянка, площадка для зимнего хранения катеров, заправочная станция, трансформаторная подстанция.

Была предусмотрена организация 148 мест для яхт и катеров на воде и 160 мест для зимнего хранения техники, — рассказал Кучеренко.

Он искренне думал, что самое сложное — преодолеть бумажную волокиту с бесконечными согласованиями, экспертизами и визитами в нескончаемые чиновничьи кабинеты. Но эти иллюзии быстро рассеялись. 

Незаконные постройки поражают своей «монументальностью» 
 

Самым серьезным испытанием стали соседи. Прилегающий к яхт-клубу земельный участок арендовала московская компания ЗАО «Торговый дом «Славянский ряд». Не особо «парясь» по поводу законности своих действий, закрытое акционерное общество возвело в акватории Онежского озера причальное сооружение площадью 1820 квадратных метров, частично перекрыв подход катеров к заправочной станции, запроектированной клубом «Адмирал».  

Наш адрес — не дом и не улица

На то, чтобы отстоять свои права в суде, яхт-клубу потребовалось несколько лет. Только в сентябре 2014 года Арбитражный суд Северо-Западного округа поставил точку в этом споре. Согласно судебному решению, торговый дом «Славянский ряд» обязали снести незаконно возведенное причальное сооружение. Правда, точка обернулась многоточием с неизвестным пока результатом. 

Соседи не только до сих пор не снесли незаконную постройку, но, напротив, активно продолжают строительные работы. Словно москвичам в Карелии судебные решения не указ. Управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по РК демонстрирует странное бессилие перед московской структурой. 

Согласно официальному ответу из карельского управления ФССП, ЗАО «Торговый дом «Славянский ряд» давно прекратило свою деятельность, преобразовавшись в ООО «ТД «Славянский ряд». В 2015 году Арбитражный суд РК официально признал новый «Славянский ряд» правопреемником компании, незаконно построившей в акватории Онежского озера причальные сооружения. Другими словами, теперь именно ООО «ТД «Славянский ряд» обязано снести незаконную постройку. 

Однако фактически сносить самовольно возведенную конструкцию некому, так как судебные приставы так и не смогли отыскать в Москве ООО «ТД «Славянский ряд». На Тверской, 18 — по адресу официальной прописки — такой фирмы не наблюдается.

При этом фирма, по всей видимости, реально существует и здравствует. Во всяком случае судебному приставу удалось списать с расчетного счета должника исполнительский сбор в размере 50 тысяч рублей. На этом неприятности для ООО «ТД «Славянский ряд» закончились. 

Руководитель карельского управления ФССП А. Галямов констатировал, что судебное решение не исполнено
 

В августе 2015 и марте 2016 года судебные приставы выезжали «на натуру» и убедились, что причальные сооружения, построенные в нарушение законодательства, по-прежнему красуются на берегу Онежского озера. В июле 2016 года ССП объявило фирму-должника в розыск. Сложно сказать, насколько тщательно ищут судебные приставы следы ООО «ТД «Славянский ряд» и директора этой загадочной компании Ирины Анатольевны Мамаевой, но до сих пор найти ничего и никого не могут. 

В службе судебных приставов не нашли ничего лучшего, как предложить яхт-клубу самостоятельно заняться ликвидацией причала, а расходы потом возложить на ТД «Славянский ряд». 

— Над нами как будто издеваются. Даже если бы у нас были финансовые и технические возможности, я плохо представляю, как мы смогли бы проникнуть на охраняемую территорию другой компании с тяжелой техникой и на что это было бы похоже. Это какой-то бред, — сказал Юрий Кучеренко.

Пока законопослушные предприниматели теряют время на судебные тяжбы, соседи, уверенные в своей безнаказанности, продолжают совершенно открыто, средь бела дня строительные работы. Парадоксально, но земельный участок, отданный в аренду московской фирме, правоохранительные структуры, надзорные органы, чиновники предпочитают обходить стороной. Словно у москвичей-невидимок есть таинственная «охранная грамота», отпугивающая проверяющих любых рангов. 

Снести нельзя, построить невозможно

Зато яхт-клуб «Адмирал» не может пожаловаться на отсутствие внимания. Первоначально планировалось построить яхтенный комплекс целиком и завершить работы весной 2017 года. Но из-за слишком прытких соседей, незаконные действия которых не в силах остановить ни суд, ни судебные приставы, ни прокуратура, темпы строительства пришлось снизить. 

В апреле 2016 года петрозаводская администрация, видимо, прекрасно понимая причину возникших сложностей, пошла навстречу клубу и выдала разрешение на строительство в пять этапов. По словам Юрия Кучеренко, этот документ несколько облегчал жизнь, так как позволял эксплуатировать часть завершенных зданий и получать хоть какой-то доход.  

Александр Ратников

Но уже в июне 2016 года из мэрии Петрозаводска «прилетел» неожиданный сюрприз. За подписью теперь уже бывшего заместителя главы администрации петрозаводского городского округа, председателя комитета экономики и управления муниципальным имуществом Александра Ратникова вышел приказ, отменяющий поэтапное разрешение на строительство. Многострадальный яхт-клуб был вновь вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. 

В городской администрации бились до конца. Но и Арбитражный суд Карелии, и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга встали на сторону инвесторов.

20 декабря 2016 года апелляционная инстанция пришла к выводу, что у администрации Петрозаводска не было правовых оснований для прекращения разрешения на строительство клуба в несколько этапов.

Примерно в это же время из петрозаводской администрации уволился и Александр Ратников, который почему-то отказывался видеть очевидное: то, что проблемы яхт-клуба связаны с незаконным захватом части акватории Онежского озера московской компанией.  

Нам удалось встретиться с руководителем управления архитектуры и градостроительства петрозаводской мэрии Андреем Ивановым. Он заверил, что если яхт-клуб обратится в администрацию за продлением сроков строительства с поэтапным вводом объекта в эксплуатацию, то в мэрии не будут вставлять палки в колеса. Одновременно Иванов признался, что как-то повлиять на компанию, которая продолжает незаконное строительство причальных сооружений в акватории Онежского озера, городская власть не может. 

— Если бы в 2008 году я мог предвидеть, что государство не в состоянии защитить права инвестора, который все делает по закону, проходит бесконечные экспертизы, получает бесчисленные разрешения, я бы ни за что не ввязался в историю со строительством яхт-клуба. Я на личном опыте убедился, что в нашей стране намного проще не соблюдать закон. Мы отстояли свои права в суде. И что дальше? Наши соседи как ни в чем не бывало продолжают стройку. И нет такой силы, которая бы заставила их исполнить судебное решение, — сказал Юрий Кучеренко.

Петрозаводский яхт-клуб, который не может пробиться сквозь беззаконие и произвол, превращающиеся в хроническое заболевание российской экономики, — только маленькая иллюстрация к общероссийскому пейзажу. У нас, похоже, теперь выживает только «рассада», взращенная на основательно «подкормленной» почве.

____________________________________

Социальная реклама. "Карелия  наш общий дом"

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.