Кондопожанин Евгений Матушкин рассказал о работе с Олегом Табаковым
12 марта не стало одного из самых любимых россиянами актеров — Олега Табакова. А в конце марта в Петрозаводск в поисках талантов должна приехать театральная школа Олега Табакова. Пока неизвестно об отмене этого мероприятия в связи с печальным событием, зато известно, что школа Табакова приезжает в Карелию не в первый раз: в 2014 году ее «уловом» стали кондопожанин Евгений Матушкин и сегежанка Анастасия Белуга. Тогда ребята прошли серьезный конкурсный отбор, и теперь уже три года живут и учатся в Москве в школе Табакова.
Портал «Петрозаводск говорит» побеседовал с Евгением Матушкиным о том, каков был Олег Табаков в жизни и работе, с кем еще из звезд театра и кино приходилось работать (спойлер - это, к примеру, Хабенский), как начинающему актеру дается учеба и каковы его перспективы.
Для справки: В 2014 году 15-летний кондопожанин Евгений Матушкин сначала выиграл отборочный тур школы Табакова в Карелии, а затем в числе всего 24 счастливчиков из более сотни по всей стране, был приглашен на второй этап отбора в столицу, где его смотрел уже сам Олег Табаков. Евгений поступил, успешно учится, до окончания театральной школы остается год.
Олег Павлович приезжал к нам на все экзамены, (они проводятся раз в полгода. — Прим.авт.) - все отсматривал всегда, не был только на последнем. Сам актерские уроки мастерства не давал: не тот уже возраст и мало у него было времени. Но школу и учеников очень любил, помню, как у него умер близкий товарищ, но он не отменил наш экзамен, все равно приехал, посмотрел и только после этого поехал на траурную процессию.
Появлялся и на других мероприятиях, на вручении студенческих билетов, 1 сентября. Что сказать?
Заходил человек как будто с другой планеты, сразу менялась атмосфера вокруг, он привносил такой позитив, что в его присутствии невозможно было не улыбаться.
Очень светлый был человек и харизматичный. Его любили. Все наши преподаватели – его непосредственные ученики, и для нас известие о его смерти стало большим ударом. Мы были в театре, спектакль, понятно, отменили. Его уход - большая потеря для всех нас.
Он давал очень точные оценки. Ему достаточно было пяти минут посмотреть человека на сцене, чтобы понять, имеет ли тот что-то общее с профессией или нет. Хотя расшифровать все его реакции, наверное, никому не под силу.
Бывало такое, что ты пытаешься что-то исполнять на сцене и вдруг Олег Павлович делает «кхе-кхе-кхе», покашливая нарочито громко, или возьмет конфетку с шуршащим фантиком и начнет разворачивать, шумя на весь зал. Что это означало? Не то? Не так? Фальшиво, скучно? Или наоборот, так хорошо, что эмоции требовали перекуса?
Если это и были знаки, я, к сожалению, как и многие, не научился их понимать.
А может, это и не были знаки. Олег Павлович кушать любил, на экзамене или еще где-то частенько достанет бутербродики, положит, поест, посмотрит работу какую-то, поест. Или вот салатик он любил тоже достать, поесть.
О самой учебе могу дать только лестные отзывы, это замечательное место, где очень сбалансирована работа над профессиональными дисциплинами, будь то речь, актерское мастерство, пластическое искусство, фехтование - с общеобразовательными науками.
Приходится нелегко, работаем и учимся много, бывают репетиции и в 8 утра, но обычно с 9 утра мы начинаем учебу, до половины восьмого у нас пары, потом до 11 часов вечера мы репетируем свои отрывки, спектакли, ложимся спать, а на следующий день все то же самое.
Педагоги все замечательные. С января начали работу над новым спектаклем во МХАТе «Поколение Маугли», режиссером которого выступает Константин Хабенский. Человек он очень энергоемкий, ему ведь ближе к пятидесяти, если не ошибаюсь, но ощущение, что это мой ровесник.
Также скачет по сцене, готов придумывать что-то, обсуждать, общение с ним складывается на уровне дружеского, стираются какие-то грани «студент-преподаватель», «режиссер-актер». Он огромный придумщик.
В другом спектакле играем с Игорем Верником, Паулиной Андреевой, Артемом Быстровым. И для меня очевидно, что они и многие другие не зря в этой профессии, люди на своем месте.
Я стремлюсь к тому, чтобы связать жизнь с театром. Понимаю, что хочу этим заниматься и ни в чем другом себя на данный момент не вижу.
Кино – тоже хорошо, но это больше коммерческая история. Для души – театр. И я готов к тому, что, возможно, это будет скромная жизнь, но нельзя сказать, что театральных актеров в Москве совсем не поддерживают.
Можно рассчитывать на то, что дадут комнату в общежитии или даже квартиру.
Карелию помню и люблю. За все время учебы дважды в год стабильно появляюсь – на каникулах зимой и летом. Всем тем, кто хочет, но сомневается участвовать ли в новом кастинге (по плану школа Табакова должна приехать в Петрозаводск 31 марта. – Прим.авт.), совет такой: не бояться себя, своих способностей.
При поступлении у меня было много комплексов, «не получится», «это маленько не наша история, здесь Москва, а я такой бедный парнишка из Кондопоги и мне ничего не светит».
Но если ты попробуешь, откроешься, у тебя появится много шансов. И профессия, и Москва, конечно, меняют. Меня, надеюсь, в лучшую сторону.
Впечатления Евгения Матушкина о Табакове как о человеке оптимистичном, позитивном (и любившем покушать) разделяют и многие известные актеры.
ЛУЧШИЕ СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ О ТАБАКОВЕ (по воспоминаниям коллег и его самого)
Завтра еще приду
Артист Игорь Кваша вспоминает, что в молодые годы Табаков любил обильно поесть и у него всегда была припасена вкусная и разнообразная еда. Иногда молодые артисты делали налеты на комнату Табакова, два-три человека держали его, а остальные в это время шарили по тумбочкам и шкафчикам, после чего запасы эти безжалостно истребляли к великому огорчению хозяина.
Однажды Табаков отомстил обидчикам. Как-то Олег Ефремов простудился и ему прислали мед, печенье, лимоны и прочую снедь.
Табаков навестил больного и съел весь мед, все лимоны и все печенье.
- Уйди, - кричал Ефремов. - Мне это мама прислала!
- Спасибо, - отвечал Табаков. - Завтра еще приду...
Испорченный обед
Однажды в обеденный перерыв Олег Павлович заказал себе в буфете по полной программе закусочки, супчик, второе, десерт, компот... И тут по трансляции раздался голос помрежа: «Олег Табаков, на сцену!». В этот момент за стол со своим подносом садился Гафт. Как ему оставить еду на столе? Он может все съесть или сделать еще что-нибудь нехорошее. Табаков очень быстро нашел простой выход:
- Валя, я сейчас бегу на сцену, но скоро вернусь. А чтобы тебя мой обед не соблазнял, вот: тьфу, тьфу, тьфу! - и он плюнул в каждую из своих тарелок и даже в компот.
Гафт возмутился:
- Олег! Что это ты себя так неинтеллигентно ведешь?! Тут между прочим люди обедают... А ты плюешься! Ну что это такое: тьфу, тьфу, тьфу! - и он еще раз плюнул в каждую из тарелок Табакова.
Избыток чувств
Олег Табаков всегда замечательно разыгрывал друзей и коллег. Единственно бдительным был Евгений Евстигнеев, но и он попался, правда, вышел из розыгрыша искусно. На съемках фильма "Продолжение легенды" Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков - юного романтика.
Они должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Евстигнеев же не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам...
Хрен за щеку
Михаил Козаков вспоминает, что в спектакле "Баллада о невеселом кабачке" у него был большой драматический монолог, а у Олега Табакова была роль горбуна-мальчишки.
- Такому рассказчику - хрен за щеку! - отчетливо, но негромко произнес Табаков, прохромав по сцене.
С трудом сдерживая смех, они доиграли сцену. После спектакля с Табакова взяли слово не смешить Козакова в этой ответственной роли.
- Клянусь, больше не буду! - пообещал Табаков.
"Я и партнеры, конечно, на следующем спектакле находились в напряжении, когда дошла очередь до этой мизансцены, когда я произношу свой монолог, а он хромает мимо меня, - писал Козаков. - Нет, Лелик слово сдержал, но, хитро оглядев всех и как бы демонстрируя, что он человек чести, он всего лишь оттопырил языком щеку. Со мной и партнерами случилась истерика".
Лилипуты
Однажды актеры театра «Современник» прибыли в Ригу на летние гастроли. Многие приехали с супругами и детьми. В один из вечеров они отправились в ночной ресторан. Мужчины были в смокингах, дамы в вечерних платьях, сыновья Табакова и Евстигнеева — в костюмах и белых рубашках. Швейцар преградил им дорогу и сказал, что детям на ночное шоу вход запрещен. Никому не хотелось отводить детей в гостиницу и пропускать шоу.
Табаков не растерялся: он подошел к швейцару и сказал ему на ухо: «Как Вам не стыдно! Зачем оскорблять людей! Они имеют такие же права, как и все мы! Ведь это лилипуты!». Швейцар смутился, покраснел и пропустил «лилипутов».
Этой актерской карьеры могло бы не случиться
Интересно, что блестящей карьеры народного артиста Олега Табакова могло бы и не быть. В 1953 году Табаков был просто одержим идеей создания тайного общества с целью свержения диктатуры Cталина. Об этом вскоре стало известно соответствующим органам, и Табакову не видать бы будущего, если бы не смерть вождя.
" У нас была попытка организовать тайное общество. У меня фантазия шла не очень далеко, и за основу я взял общество «Русская правда» Пестеля. Нашей конечной целью было свержение диктатора. Другое дело, что я не думал о том, каким образом добраться до Сталина. Эту деталь я не успел разработать… Знали ли об этом? Знали. Просто мне повезло, что он умер. Я начал все это в январе 53-го, а в марте он окочурился. "