05 декабря 2018, 07:00

Дождались: в Петрозаводске отремонтируют 85% улиц

За шесть лет в магистрали карельской столицы вложат три миллиарда рублей из федеральной казны.

Петрозаводск ждет масштабный ремонт дорог. Карельской столице вместе с Кондопогой повезло войти в большой национальный проект под названием «Безопасные и качественные автодороги». Общая стоимость работ – более трех миллиардов рублей: эти деньги надо будет освоить за шесть лет. В Петрозаводске ремонт в 2019 году начнется с центральных улиц, сообщил руководитель Управления городского хозяйства и транспорта Андрей Бекелев. Рассказываем, какими дорогами займутся в первую очередь и как будут следить за качеством работ.

Откуда деньги?

– Уже два года в России действует приоритетный проект «Безопасные автодороги». Заявляться туда могли агломерации с населением более 500 тысяч человек. Но в мае 2018 года был принят указ президента, где, в частности, для дорожной отрасли поставили задачу: довести до нормативного состояния 85 процентов муниципальных автодорог. В связи с этим появился нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», куда нам удалось войти. Надо сказать, что мы выступаем не как муниципалитет, а как агломерация вместе с Кондопогой. Заявку подавали совместно с Минтрансом и нашими кондопожскими коллегами, – говорит Андрей Бекелев.

Сколько дали?

В рамках проекта выделяется 500 миллионов рублей в год на агломерацию. Изначально предполагалось, что проект будет действовать в течение трех лет, но по последним данным он продлится шесть лет начиная с 2019 года.

– Пока федеральный бюджет не принят, но нам уже довели лимиты бюджетных обязательств на три года. Каждый год сумма неизменна и составляет 505 миллионов рублей,

– рассказал руководитель управления.

К этой цифре надо прибавить 10-процентное софинансирование из региональной и муниципальной казны. В случае с Петрозаводском треть софинансирования ложится на город, остальное берет на себя республика. Кондопога, разумеется, тоже вкладывается. Таким образом, общая сумма на год – чуть более 550 миллионов.

Из этих денег десятая часть будет израсходована на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Сюда относится оборудование светофорных объектов, нанесение дорожной разметки, установка фонарей, ограждений и так далее.

Собственно на ремонт дорог остается ровно 500 миллионов, из них в 2019 году 100 миллионов уйдут в Кондопогу. Начиная с 2020 года все деньги будут доставаться Петрозаводску. Если ничего не изменится, за шесть лет на дороги будет выделено три миллиарда рублей – плюс еще около трехсот миллионов в виде софинансирования.

Что будет сделано

Ремонт будет идти не по картам (участкам дорог), а по улицам целиком. Но весь город, несмотря на внушительные вливания, привести в порядок не получится.

– Не на все дороги, даже внутри Петрозаводска, можно тратить средства. Был с Автодором согласован их перечень: скажем так, опорная сеть. Учитывая грядущее столетие республики, мы сейчас сосредоточились на центральных улицах и так называемых въездных зонах. В приоритете – проспект Ленина, улицы Пушкинская и проспект Карла Маркса, улицы Гоголя, Еремеева, часть улицы Куйбышева, часть улицы Дзержинского, улицы Красная, Шотмана, площадь Гагарина, Лососинское шоссе, – сообщил Андрей Бекелев.

Следует добавить, что на улице Куйбышева также будут проводиться работы в рамках Федеральной целевой программы: магистраль протянут до набережной Варкауса.

Что касается безопасности движения, уже на 2019 год намечено обустройство трех светофорных объектов. Они будут располагаться на пересечении Горького и Анохина, Чапаева и Чкалова, а также Лесного проспекта и Сыктывкарской. Также мэрия планирует отремонтировать пешеходные ограждения и светофоры, нанести дорожную разметку из износостойкого пластика.

Как будет сделано

Под реализацию этого проекта на уровне республики сформирован проектный офис. От петрозаводской мэрии туда входят начальник комитета ЖКХ Юлия Мизинкова и ее подчиненный Андрей Бекелев. Последний сообщил, что администрации понадобится «кадровое усиление». Опыт масштабного ремонта 2016 года показал, что сотрудникам дорожного отдела несколько месяцев пришлось работать от зари до зари практически без выходных.

– Когда фактически один человек на весь Петрозаводск организует ремонтные работы, их же принимает и контролирует, и все это – помимо другой деятельности, которой он обременен… Это неправильно с учетом выделяемых сумм и требований, предъявляемых к качеству ремонта,

– уверен Бекелев.

В мэрии уже разделили отдел дорожного хозяйства, транспорта и безопасности на два самостоятельных подразделения.

– Обсуждается вопрос о введении еще одной кадровой единицы для усиления отдела дорожного хозяйства, – сказал начальник управления.

Чиновники обещают сохранить институт общественного контроля, который был придуман в 2016 году. Но Андрей Бекелев считает, что надо организовать эту работу на более серьезном уровне.

– Не имея специальных познаний, ходить перед асфальтоукладчиком и мерить температуру, а потом всем рассказывать про выявленные нарушения – это неправильно. В других городах, например, закрепляли наблюдателей за конкретными объектами, знакомили с подрядчиками, в режиме нон-стоп обменивались фотографиями, советовались и так далее.

Сейчас еще размышляем, как привлечь граждан на этапе выбора объектов. Мы понимаем, где у нас наиболее аварийноопасные участки, есть предписания надзорных органов, но нам советуют проводить что-то вроде общественных слушаний, объяснять выбор тех или иных улиц, – сказал Бекелев.

Больше всего в мэрии боятся того, что на такой масштабный ремонт придет плохой подрядчик. Тот же 2016 год показал, что добросовестность исполнителя напрямую влияет на результат. Если дороги, где работала петрозаводская фирма «ПСК Строитель», до сих пор сохраняют нормативное состояние, то магистрали от скандального «Ремстройкомплекта» посыпались почти моментально. Доказать, что виноват именно подрядчик, администрация Петрозаводска смогла в суде. Сейчас в мэрии размышляют, как на законных основаниях уберечься от бракоделов.

– Мы не можем написать в конкурсной документации: «Принимаются к участию заявки только хороших подрядчиков» – и еще указать их поименно. Но федеральное законодательство позволяет нам предусмотреть страховку против недобросовестных исполнителей. Мы с коллегами прорабатываем требования к подрядчикам. Мы не пытаемся ограничить конкуренцию, мы действуем в интересах государства и в интересах граждан,

– размышляет Андрей Бекелев.

Например, не исключается, что контракт на ремонт дорог будет разыгран сразу на три года. Сумма получится большая, а это влечет усиленную банковскую гарантию. По версии чиновников, такие условия отсекут от участия фирмы-однодневки. Впрочем, как известно, многочисленные «Рога и копыта», не умея работать, очень хорошо научились жаловаться в Антимонопольную службу.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".