16 февраля 2021, 08:00

Журналисты Карелии позволили себе такую метафору, что очутились в суде

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 16 февраля в 2001 году

Судебный процесс по иску председателя Карельского конгресса Анатолия Григорьева к журналисту газеты «Карелия» Сергею Хохлову и депутату Законодательного собрания Алексею Мосунову начался ровно 20 лет назад. За оскорбление, которое ему нанесли как представителю карельского народа, Анатолий Григорьев потребовал с газеты и журналиста по 50 рублей компенсации за моральный ущерб. А с господина Мосунова — 100 тысяч! Напомним — в те годы зарплата бюджетника составляла в лучшем случае 1300 рублей. Гнев «главного карела республики» (как Григорьева называли в те годы) вызвал отчет журналиста Хохлова о парламентских слушаниях по вопросам демографии, которые состоялись 15 ноября 2000 года в Законодательном собрании РК. В статье журналист повторил мысль депутата Мосунова о том, что «если мы в Карелии будем делать ставку не на развитие промышленности и сельского хозяйства, а на развитие туризма, то в каждой карельской деревне можно оставить десять чучел в национальной одежде и пять проституток».

Естественно, это была гипербола. Но Анатолий Семенович решил, что это оскорбление карельского народа. «Дело в том, что тут сказано: 15 жителей. Из них (из этих 15 жителей, якобы проживающих в карельской деревне) десять — чучела в национальных костюмах. То есть чучело — имеется в виду, что это житель, это граждане. И конкретно пять проституток», - возмущался Григорьев. Председатель Конгресса особенно обиделся за карельских женщин. И весьма своеобразно это аргументировал: «Может быть, это покажется странным, но особенность именно карельской семьи заключалась в том, что девушка, когда она выходила замуж, она вольна была выбирать себе жениха».

Сергей Хохлов объяснял суду и господину Григорьеву, что и на слушаниях, и в статье речь шла о карельских деревнях, как о понятии географическом (деревни на территории РК), а не национальном (деревни, где все жители — карелы). И речь шла о том, как предотвратить в них вымирание населения.

«Депутат Мосунов озабочен в том числе вымиранием карелов, как нации. Он говорит об этом во весь голос. От Григорьева я такого не слышал никогда. И пытаться ставить ему (Мосунову) в вину то, что он выступает против карельского народа, может только человек с больным воображением», - отметил Хохлов. На утверждение истца об оскорблении карельского народа, журналист ответил метко: «На нас с Мосуновым могут обижаться не карелы. На нас могут обижаться только чучела и проститутки».

Депутат Мосунов в своем выступлении по поводу чучел в национальных костюмах пояснил: «Национальные одежды могут быть любыми. У нас есть бар-салун «Санчес», там ковбои в национальных одеждах штата Колорадо. То есть надо обладать большой фантазией, чтобы «национальные одежды» приписывать именно к себе». Анатолий Григорьев в доказательство того, что оскорбили именно его, предложил предъявить паспорт, где указана национальность — карел. Других доказательство представлено не было.

Вообще, в Карелии было на чем бизнес построить. Не только чучела с проститутками были в цене. Но и дары лесов! Доброй традицией стали дегустации местной продукции. В одном из магазинов презентовали старый новый напиток «Клюковка» Петрозаводского ЛВЗ, который после долгого перерыва снова появился на прилавках. Свою историю «Петровский» ЛВЗ ведет с 1897 года. В девяностых и нулевых это было известное предприятие, продукцию которого знали далеко за пределами Карелии, в то же время проблем с ее сбытом хватало. Несмотря на успех и признание завод вполне естественно переживал за продвижение на рынке своего товара — десертных, сладких и крепких алкогольных напитков. А посему проводил акции, рекламирующие продукцию. Любителям посчастливилось познакомиться с новой, и одновременно с хорошо знакомой «Клюковкой». После продолжительного перерыва она вновь появилась на прилавках города.

-Вкусно. Раньше я пробовала Клюковку, и она изменилась. Стала мягче. Ароматнее, наверное.

-Вкус приятный. Свой, главное! Чистый, значит.

-Прекрасно. У нее оригинальный вкус.

Причем, все, кто пробовали клюковку, хотели ставить ее на стол на любой праздник.

-Даже когда просто плохое настроение, вкус его поднимет.

-Раньше это был такой дефицит. Мы ставили всегда на стол, когда доставали. А сейчас редко очень.

-После баньки!

С продукцией ликероводочного завода за праздники можно было не волноваться. О признании товара говорили многочисленные награды престижных выставок. А также желание недобросовестных производителей подделывать бренд. На новой этикетке «Клюковки» красовались пять медалей. Рецептура, вкусовая основа ягоды создавали непередаваемый северный колорит.

Таким было 16 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото legal.report)