Жители поселка Карелии перекрыли трассу, чтобы не лишиться заработка

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 26 июля в 2003 году

Рабочие Ляскельского бумагоделательного завода ровно 20 лет назад провели несанкционированный пикет. Завод стоял, рабочим не платили зарплату. Чтобы обратить внимание общественности на свои беды, рабочие пошли на крайние меры – перекрыли дорогу. Останавливаться на этом они не собирались.

С утра трасса «Петрозаводск – Сортавала» была уже перекрыта. Все, кто пытался в это время доехать до Финляндии, Санкт-Петербурга или оттуда в Петрозаводск, были вынуждены простоять два часа из-за пикетчиков. Это был не первый раз в истории Карелии, когда недовольные перекрывали автомагистрали. Мужчина с малышом на руках ехал в автобусе и был, конечно, недоволен: «У них забастовка, а у меня у детей нет забастовки. Они не могут этого понять. У меня взят всего один памперс».

Другие пассажирки тоже возмущались: «Через правительство надо такое решать. К Путину надо было обратиться, он недавно тут был. Почему не обратились?» На такие меры работники комбината решились, потому что уже несколько месяцев не получали зарплату.

«Как кончилось сырье, так продукцию продали, а деньги нам не отдали. Вот сидим и ждем у моря погоды»,

– сообщила заведующая складом готовой продукции Надежда Кожучка. Ее коллеги не в первый раз пытались получить свои деньги. В 1999 году, когда у предприятия сменился собственник, им обещали, что завод освоит новое производство, и прежние долги будут возвращены.

«Прибыли этой мы, конечно, не видели, – припомнила Надежда. – Она осела где-то в другом месте, в карманах наших хозяев».

Бастующие не требовали возвращения старых долгов, им было важно, чтобы единственное в их поселке предприятие работало. Стояли цеха, три котла котельной, которые отапливали весь район, нуждались в капитальном ремонте. Этим никто не занимался. Работать на хозяев бесплатно сотрудники не были намерены. Генеральный директор Ляскельского бумкомбината Константин Паршуков обещал: «С завтрашнего дня собираемся гасить долги по зарплате, получим транш в размере 800 тысяч рублей. Полностью погасим ориентировочно до 10 августа. Работу собираемся начать с 1 августа». Однако бастующие не верили, считали, что руководство ставит нереальные задачи, поскольку завод был отключен от электроэнергии, сырья не было, и чтобы запустить его, нужны были гораздо более серьезные средства. Поэтому они выдвигали такие требования: «Полностью погасить за апрель, май, июнь. Должна быть подготовка котельного цеха к зиме, к отопительному сезону. Естественно, нас также интересует судьба завода».

Рабочие обещали, что, если к ним не прислушаются, они перекроют дорогу на целый день.

В Петрозаводске стартовал Чемпионат России по гонкам на воде, в нем участвовало 50 экипажей, две яхты прибыли из Финляндии. Накануне Онежской регаты ее участники встретились с Главой Карелии Сергеем Катанандовым, чтобы обсудить дальнейшую судьбу парусной регаты.

Это спортивное мероприятие было известно далеко за пределами Карелии. Интерес к яхтенному спорту с каждым годом возрастал, карельские власти на словах это поощряли, а на деле игнорировали. Несмотря на то, что Петрозаводск – северная столица, у нас за счет регаты можно было делать неплохую рекламу республике, считали специалисты. А также при грамотной организации получать неплохую прибыль в казну.

«А пока одни расходы, можно сказать, – честно сообщил капитан яхты из Карелии Дмитрий Никуличев, который впоследствии неоднократно гонки выигрывал. – Причем расходы довольно крупные. Яхтинг – один из дорогих видов спорта, это как «Формула-1», только на воде».

Организаторам регаты хотелось бы к идеальным природным условиям добавить соответствующие современному уровню комфортные бытовые условия для участников.

«Чтобы оргкомитет был как бы не только местный, но и чтобы в Ленинграде, в Москве были заинтересованные лица. Такой серьезный оргкомитет. Просто так эту идею не поднять на современный уровень», – сказал Ростислав Новодережкин, капитан яхты «Норд» из Москвы, один из старейших и уважаемых участников регаты, победитель множества гонок.

Все эти проблемы понимали республиканские власти. Но обеспечить финансово высокий уровень соревнований они не могли, а помогать им никто не спешил. «Мы понимаем, что нам надо на качественно новый уровень переходить. Что от традиционной формы, которую мы применяли, надо уходить. Думаю, что это одно из последних соревнований у нас, где мы пока на энтузиазме работаем. Будем в сферу индустрии переводить», – обнадежил Сергей Катанандов. В 2003 году в правительстве приняли решение уделять больше внимания развитию физической культуры. Благо потенциал для этого имелся. Инфраструктуру налаживали.

Таким было 26 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.