Сельчанам Карелии обещали зарплаты, лишь бы они не перекрыли дорогу
На этой неделе в нашей рубрике мы уже рассказывали о том, что в середине июля в 1998 году в Карелию на отдых прибыл Борис Ельцин. Все знают, что президентская дача находилась в те времена в Шуйской Чупе. А стало быть — в Прионежском районе, который находился в глубоком экономическом кризисе (да и сегодня, кажется, дела обстоят не слишком хорошо). Съемочная группа телекомпании «Ника», репортаж которой мы предлагаем вашему вниманию, накануне приезда гаранта Конституции отправилась с Прионежье, дабы познакомиться с настроениями народных масс.
Наверное, народу кажется, что к отдыху Президента всевозможные власти готовятся так: разгоняют облака, устраивают хорошую погоду, травят всех местных комаров, нагоняют рыбу в озеро и красят всю окрестную траву в зеленый цвет. Возможно, так оно и есть. Но прежде всего приезды правителей прочно ассоциируются у народа с надеждой на лучшую долю. И 20 лет назад местные жители не обманулись. По слухам, которые сообщали местные учителя, медики и другие бюджетники, зарплаты им были обещаны! «Нам сказали, что нам дадут деньги, только чтобы мы не вышли на дорогу. Но мы готовы выйти, если нас поддерживают другие бюджетники», - настроены педагоги были серьезно. То есть появилась надежда, что местное население целых две недели президентских каникул будет при деньгах. А вообще же Шуйские учителя только недавно получили зарплату за март и апрель (это в начале июля – заметьте!). У медиков и работников библиотеки дела шли еще хуже: местная «Скорая помощь» ютилась в аварийном здании, там сами покупали и стирали белые халаты. Изба-читальня, то есть тамошняя библиотека, осталась без подписки, а сами библиотекари получили за март 90 рублей, и 20 за июнь. Итого за полгода — 110 рублей. «Растягивайте!» - как посоветовал здешний заместитель мэра. Неудивительно, что одних только пикетов, голодовок и блокирований Шуйского моста за это время было великое множество.
О том, как бюджетники Шуи все же перекрыли свой мост в ноябре 1996 года, мы рассказывали в нашей рубрике. Что же касается местных пенсионеров, то они были настроены радикально: «Лягу на дорогу, на асфальт, и все. Пускай по мне едут. Мне уже все равно». Собравшись на сходку, местные жители предались прошлогодним воспоминаниями на тему «к нам приехал Президент», впечатления были безрадостные: «К ним не подойти. Если машины несутся с такой скоростью. В прошлом году я оказалась в такой ситуации. Не знала, что должен проехать Ельцин, дак такой нагоняй получила на дороге от охраны!» «Там даже близко нельзя, дорогу нельзя перейти. Мне, когда надо в магазин, то я хожу через дорогу. И я должна была час там простоять, подождать, и обратно — то же самое!» Таким образом, заглянуть в светлые президентские очи простым смертным не давали.
Кстати, мало кто знает, что для того, чтобы построить дачу для Ельцина в Шуйской Чупе, оттуда выселили базу отдыха для инвалидов. Шуйские жители быстро догадались, что на время генерального проезда лучше убраться из этих мест подобру-поздорову. Полное оцепление президентской охраны приводило в трепет: «Я боюсь, что меня расстреляют!» Но русские люди — неизлечимые романтики. Прекрасно понимая, что в стране полным ходом идет естественный отбор и Президенту нет до них никакого дела, они, тем не менее, намерены были тянуться к нему, отдыхающему, со своими заботами. «Ходоками в Шуйскую Чупу мы пойдем! С плакатами. Ведь что-то же должно дисциплинировать наше правительство. Жить-то нам надо как-то», - заверила одна бюджетница.
Благоустройство наших дворов стало одним из пунктов коммунальной реформы. Но судя по состоянию территории вокруг нашего жилья, цивилизованно и достойно жить мы будем еще очень нескоро. Так было и 20 лет назад. Дворнику Галине Петровне пришлось столкнуться с вопиющим случаем нечистоплотности и безответственности. При этом она была в душе философом и была точно уверена, что «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»: «Как я думаю, во всех цивилизованных странах: сделал грязь — убери ее. Но почему-то у нас все это сваливается на дворника». Мало Галине Петровне было неопрятных жильцов, так вдруг ее кровным врагом стало городское предприятие тепловых сетей. ПТС чистило свои колодцы на территории, которую обихаживала дворничиха. При этом канализационные отходы сотрудники ПТС выбрасывали здесь же — возле подъезда, детских площадок и постиранного чистого белья. «А убирать все это мне!» - проницательно догадалась Галина Петровна и подошла пожурить рабочим. «Да, я вчера подошла и сказала: ребята, зачем вы это делаете? Они мне сказали: иди спать, иди», - обиженно доложила Галина Петровна. Но от разговора с журналистом коммунальщикам было не отвертеться. И вот что он узнал у ребят с местной кочегарки: «Я работаю в котельной и не понимаю вообще, чего нас на эту работу поставили? Я не знаю, уберут здесь или нет. Я эти вопросы не решаю.
-А если бы вы жили в этом доме, вы бы смирились с такой кучей? Здесь же дети гуляют.
-А что у них есть выбор что ли? Смириться или нет?»
Выбора, действительно ни у жильцов, ни у дворника не было. Вот уже два года Галина Петровна работала во дворе улицы Судостроительной, что в районе Ключевой. Ее уважали за старательность все. Человек и дворник она была добросовестный, а значит, ей с нашим народом было очень тяжко. Поэтому мы обращаемся ко всем с призывом: граждане, берегите дворников!
Таким было 6 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.