Минстрой не хочет добровольно признать граждан обманутыми дольщиками
В Петрозаводске на улице Сегежская, 10 стоит страшное полуразрушенное недостроенное здание, которое перечеркнуло надежды на улучшение жилищных условия для почти четырех десятков семей. Они должны были справить новоселье еще в начале 2016 года.
С тех пор произошло немало событий. Были возбуждены уголовные дела, вынесены приговоры, во многом изменилось законодательство, «потеплевшее» к обманутым россиянам. Но покупатели квартир на Сегежской так и не приблизились к исполнению заветной мечты о новом жилье, которая, подобно миражу, растворяется после очередного бюрократического виража.
Обстоятельства, которые привели граждан в сети товарищества индивидуальных застройщиков «Каменный бор», конечно, разные. Но итог у всех один: 39 семей оказались в критической ситуации. Люди заплатили немалые деньги, надеясь переехать в комфортную квартиру в небольшом уютном доме, а в итоге остались у разбитого корыта, точнее у разваливающихся стен недостроенного здания.
Пенсионер Анатолий Проккуев с женой мечтали обзавестись однокомнатной квартирой, чтобы не ютиться с внуком и дочерью на одной жилплощади. Ради этого они продали свою дачу и оформили договор купли-продажи с председателем ТИЗ «Каменный бор» Алексеем Малыновым. Пожилой паре цена за однокомнатную квартиру в 1,3 миллиона рублей показалась привлекательной.
Согласно договору, дом должны были сдать в эксплуатацию 30 декабря 2015 года. Но он недостроен по сей день. Попытки выйти из тупиковой ситуации, при которой строение постепенно разрушается на глазах у обманутых граждан, ничего не дали. Бюрократические препоны и хроническое нежелание чиновников петрозаводской администрации и карельского минстроя вникать в проблемы оставшихся без жилья семей оказались сильнее. Уже и Алексей Малынов отбывает наказание в колонии за мошенничество с деньгами застройщиков, уже есть и судебное решение о том, что минстрой незаконно отказался включать обманутых застройщиков в реестр граждан, чьи права нарушены, но чиновники не сдаются. На головы несчастных растерянных людей сыплются все новые проблемы.
История строительства дома на улице Сегежская,10 началась в далеком 2012 году.
Алексей Малынов получил разрешение на возведение 10-квартирного блочного дома, а «размахнулся» на 39-квартирный.
Дело в том, что земельный участок был предоставлен ТИЗ «Каменный бор» в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, где пятиэтажки возводить запрещено. Тогда существовала длительная процедура, позволяющая в ходе строительства, под маркой реконструкции, возвести более солидное строение. На это, видимо, и надеялся Малынов. Но позднее были приняты правила землепользования и застройки, которые свели к нулю возможности "реконструкции" дома.
Фактически стройка 39-квартирного дома на Сегежской с самого начала была незаконной. Несмотря на обилие контролирующих органов власти, на это никто не обращал внимания, пока не стало слишком поздно, а граждане уже лишились своих денег. Несколько лет люди обращались во всевозможные инстанции, пытаясь найти законный механизм достроить дом. Но везде получили отказ.
В карельском минстрое от обманутых дольщиков сразу же открестились, прикрывшись федеральным законодательством. В ведомстве сослались на то, что раз речь идет о товариществе индивидуальных застройщиков, то контроль министерства, которое «курирует» объекты долевого строительства, на дом по улице Сегежская не распространяется.
В отношении Алексея Малынова было возбуждено несколько уголовных дел. На момент, когда началось рассмотрения дела по ТИЗ «Каменный бор», он уже отбывал наказание за то, что обманным путем похитил у двух петрозаводских семей 2,7 миллиона рублей. В конце 2019 года в петрозаводском городском суде Малынову был вынесен еще один обвинительный приговор по статье "мошенничество". Было установлено, что в 2012-2016 годах бывший председатель ТИЗ «Каменный бор» похитил более 74,6 миллиона рублей у граждан, которые хотели приобрести квартиры в строящемся доме на улице Сегежская. Получая деньги от граждан в качестве оплаты за будущую квартиру, он не оформлял договоры участия в долевом строительстве.
Суд приговорил Малынова к 9 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
После того как экс-председатель ТИЗ «Каменный бор» оказался за решеткой, и без того призрачные надежды на то, что дом удастся достроить, окончательно рухнули. Граждане обратились в минстрой Карелии, чтобы их включили в реестр обманутых дольщиков, но получили отказ. Решение минстроя РК граждане попытались оспорить в петрозаводском суде. К моменту рассмотрения иска в законодательстве произошли изменения, и вместо реестра обманутых дольщиков появился реестр проблемных объектов. На это и напирали представители минстроя Карелии, пытаясь снять с себя ответственность за отказ.
Как позднее пояснили в пресс-службе министерства, после 27 сентября 2019 года минстрой Карелии не ведет реестр обманутых дольщиков. В России с 2019 года заработала единая информационная система жилищного строительства, куда из регионов была передана информация об обманутых дольщиков. На ее основании был сформирован единый реестр проблемных объектов. Попадание в этот список крайне важно для обманутых дольщиков, так как гарантирует поддержку государства: им либо должны выплатить компенсацию, либо помочь достроить дом. По Карелии в реестр проблемных объектов попали 5 домов, но здания на улице Сегежская, 10 там, естественно, нет.
Тем не менее, 24 октября 2019 года петрозаводский суд решил признать отказ карельского минстроя включить граждан в реестр обманутых дольщиков незаконным и обязал ведомство пополнить этот список истцами.
Судя по логике судебного решения, минстрою ничто не мешает передать дополнительную информацию в единую информационную систему, с тем чтобы дом на Сегежской оказался в списке проблемных объектов, а у граждан, лишившихся значительных сумм, появился шанс вернуть либо деньги, либо дождаться завершения строительства дома и получить в нем квартиру.
Но минстрой продолжает упорствовать. Решение петрозаводского суда ведомство попыталось оспорить в Верховном суде РК. Заседание по делу назначено на начало марта 2020 года.
С точки зрения здравого смысла, позиция чиновников министерства выглядит крайне странно. Предположим, они добьются того, что дом на Сегежской останется страшным памятником мошенничеству на ниве жилищного строительства, а 39 семей навсегда лишатся возможности получить компенсацию. И что дальше? Кому от этого станет легче? В государстве предпринимаются попытки помочь обманутым людям, а в регионах эти попытки сводят на нет тупым упорствованием чиновников, не желающих признавать свои ошибки. А как по-другому можно трактовать происходящее? Ведь существует судебное решение, которое нужно было просто исполнить.
Любопытно, что недавно минстрой Карелии торжественно рапортовал о создании в Карелии фонда защиты прав участников долевого строительства РК. Правда, пока это не более чем фантом. У фонда нет ни адреса, ни телефона, ни сотрудников. В пресс-службе минстроя РК мне подтвердили, что фонд создан только на бумаге. Его «реанимируют» в том случае, если на уровне госкомпании «Дом.РФ», которая ведет единый реестр проблемных объектов, будет принято решение о завершении строительства какого-то из брошенных домов. Конечно, прекрасно, что минстрой создал фонд хотя бы на бумаге. Но, мне кажется, министерству, к которому у жителей Карелии накопилось немало претензий, пора бы заняться реальной поддержкой обманутых дольщиков, попавших в эту когорту в том числе и по недосмотру местных чиновников.
Вместо помощи обманутые граждане получают от власти «пинки». В январе 2020 года в суд на них подала петрозаводская администрация, которая пыталась заставить граждан за свой счет установить ограждение вокруг разрушающегося дома, закрыть все проходы и даже «осуществить монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы или осуществить демонтаж таких конструкций и элементов». Хорошо, что чиновники не догадались обязать обманутых дольщиков достроить дом.
«Спасло» граждан то, что здание до сих пор находится под арестом, и ответчики так и не смогли зарегистрировать свои права на объект незавершенного строительства.
Иск петрозаводской администрации был удовлетворен частично. Предъявленные требования были адресованы исключительно к ТИЗ «Каменный бор», которое суд обязал в течение месяца огородить долгострой забором и провести другие необходимые работы. Правда, учитывая судьбу бывшего председателя товарищества, вряд ли на территории долгостроя стоит ждать перемен.
- Столько времени строился большой дом, а сотрудники городской администрации, где было выдано разрешение на возведение 10-квартирного дома, ничего не хотели замечать. А теперь крайними оказались граждане. Сначала нас обманули, некоторые лишились единственного жилья, мы потеряли деньги, а теперь власть на нас пытается свалить все проблемы, - с горечью сказал Анатолий Проккуев.
К сожалению, с ним сложно не согласиться…