«Мерседесы» в Карелии заменили «Сканиями» и не прогадали
Все лето ровно 20 лет назад городские дачники и гости из районов томились в очередях на автовокзале. Несмотря на покупку печально известных «Мерседесов», городская власть так и не сумела решить транспортную проблему. Так что автовокзалу пришлось самому приобретать несколько автобусов.
Впервые за всю историю существования петрозаводского автовокзала у него появились собственные автобусы. И не какие-нибудь развалюхи, а вполне приличные «Скании». О качестве покупки говорило хотя бы то, что техосмотр все пять машин прошли всего за четыре дня.
Вспомним для сравнения историю мытарств со старыми Мерседесами (многие из которых на линию так допущены и не были – из десяти лишь шесть машин получили заключение на эксплуатацию). Почему автовокзал сам решил заняться перевозками? На вопрос ответил директор Анатолий Терентьев: «Из-за отсутствия подвижного состава. Мы были не в состоянии увезти всех пассажиров теми автобусами, которые могла поставить Автоколонна 1126. И эта ситуация не могла нас устраивать».
Руководство автовокзала нашло автобусы в Финляндии. Директор лично ездил отбирать машины. Покупали их в рассрочку, сразу оплатив лишь 30% стоимости. Остальное планировали выплатить в течение двух лет, отдавая на оплату 20% от выручки, полученной от эксплуатации автобусов. Даже при таком раскладе, каждая машина обошлась в два с половиной раза дешевле, чем «Мерседес». Это включая стоимость комплекта запчастей.
«Где-то две недели назад прошла проплата, через неделю они были уже здесь, прошли техосмотр. И сейчас на линии работают пять автобусов. На маршрутах – Сегежа, Питкяранта, Санкт-Петербург, Каскесручей», - докладывал директор.
Естественно, у автовокзала, который совсем недавно барахтался в финансовых проблемах, не было своих средств, чтобы совершить такую крупную сделку. Помогли республиканские власти. «Было понимание в правительстве, что вопрос затянулся, не решается. И нас поддержали». Деньги выделил Республиканский фонд реконструкции и развития. И это не безвозмездная ссуда, а кредит, который пришлось потом отдавать. Но даже при всем при этом директор уверял, что свой транспорт позволит понизить цены на билеты: «Сейчас у частных предпринимателей цены ниже. Я думаю, что эта ситуация изменится. На наших автобусов будет дешевле ездить. И они комфортабельные и более надежные». В ближайшее время автовокзал собирался закупить еще десять автобусов в Финляндии. Как надежному партнеру финны были готовы поставить технику в Петрозаводск даже без предоплаты.
Уже не первый месяц старые больные люди вынуждены были в пять утра занимать очередь, чтобы получить талоны на льготный проезд в междугородном транспорте. Мы уже рассказывали об этой проблеме. Ситуация долгое время не менялась, виной тому была нерасторопность федеральных властей. И неумение работать местных чиновников. Заботясь о пожилых людях и инвалидах, государство предоставило им льготы на проезд. Правда, получить талоны на этот проезд стоило немалых усилий. С раннего утра люди томились в очередях, чтобы получить карточки с номером. А если им это удастся, то в порядке очередности они получали и сами проездные талоны.
«Я сюда уже второй день прихожу. Вчера пришла сюда где-то в полвосьмого, и уже не было талончиков. У меня вторая группа инвалидности», - рассказала о своих мытарствах женщина. В управлении социальной защиты сообщили, что такая ситуация возникла из-за нерасторопности московских чиновников.
«Почему у нас такие очереди? Потому что пришли поздно талоны! – переживала специалист управления Татьяна Смирнова. – Они должны были прийти к нам весной. Мы должны были выдавать их по плану, как всегда, с апреля. А мы начали выдавать с конца июня». Тем не менее, вот уже около месяца управление социальной защиты не могло решить проблему. Как всегда, в подобных ситуациях у чиновников имелись «уважительные причины» не исполнять свои обязанности.
В нескончаемых очередях на Ленина, 6 стояли не только люди, желающие куда-то поехать по льготе. Туда обращались по разным вопросам. Но полуподвальное помещение не приспособлено для приема такого количества пожилых людей.
«К нам приходят инвалиды, участники войны. Все они стоят в этой душегубке. Им дышать нечем. Им плохо! Нам их жалко. Вентиляции нет никакой. И сесть им некуда. У всех ноги больные», - переживали за визитеров сотрудницы управления. Администрация города вместо того, чтобы помочь, собиралась отобрать у комитета соцзащиты кабинеты в здании мэрии. Взамен городские власти предлагали решать проблемы детей, стариков и инвалидов – в здании школы. На ремонт этого здания нужны были большие деньги, но про это чиновники молчали. Сколько еще придется старым и больным людям ходить по мукам, чтобы получить свои законные льготы, никто сказать не мог.
Таким было 10 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.