17 апреля 2021, 08:00

Механики стали заложниками старых «Мерседесов»

Рубрика «Хроника телерепортеров» поможет вспомнить, каким было 17 апреля ровно 20 лет

Депутаты Петросовета решили осмотреть те самые автобусы, которые городская администрация посчитала нужным приобрести для Автоколонны Петрозаводска. Напомним, что 20 миллионов рублей из бюджета ушло на сделку, которой начали активно интересоваться законодательная власть и прокуратура. Перед выездом на место стоянки Мерседесов депутаты шутили: мол, приедем, а там все новое, с иголочки. Руководство Автоколонны, куда определили покупку на постой, шутило в ответ: давайте брать с посетителей деньги, как в музее. Уже можно было бы собрать на новую технику.

Депутаты, пощупав старые сиденья и покопавшись в моторе, сошлись во мнении, что в таком автобусе они далеко не уедут: «Посмотри, в каком состоянии двигатель! Тут конь не валялся». С ними были совершенно согласны работники Автоколонны, которые с утра до ночи чинили «удачную», 20-миллионную покупку. И конца этому не видели. Ремонт требовался дорогостоящий и сложный, любую деталь приходилось или заказывать на заводе, или изготавливать самим.

Начальник Автоколонны даже не смог сказать, сколько потребуется денег на ремонт. Только резина на одно колесо обходилась в 4,5 тысячи рублей. А колес на десяти Мерседесах, пять из которых вчера наконец-то прибыли на место, было много. Местные механики жаловались, что стали заложниками этих автобусов. Автоколонна такой «подарок» брать не хотела. Но Михаил Редькин получил команду от заместителя мэра новое имущество зарегистрировать. А на следующей неделе в приказном порядке их требовали выставить на линии. Смогли приготовить за такой срок только две-три машины. Тогда их определили на пригородные перевозки, на движение внутри города они не годились.

«Это послужило хорошим уроком для администрации. Надеюсь, что подобного рода фактов больше не будет. По крайней мере не должно быть», - отметила Людмила Тихонова, тогда она была председателем Петросовета. Сделка с автобусами была совершена еще при депутатах старого созыва. Людмила Тихонова считала, что ее коллегам придется расхлебывать чужие ошибки:

«Знали ли они о факте сделки, я не могу сказать. Но могу сказать однозначно, что данная сделка была бы законной, если бы она проходила через решения горсовета. Это сделано не было». На внеочередной сессии депутатам пришлось разбирать историю с Мерседесами. Все понимали, что если депутаты сочтут, что 20 миллионов использованы нецелевым образом, речь пойдет об уголовной ответственности за это. Так и вышло.

О новшествах в образовании! В 2001 году выпускники школ города впервые сдавали экзамены по дифференцированной системе. Ученикам предложили вопросы различной степени сложности в зависимости от специфики их учебного заведения. Журналисты отправились к тем, кому летом предстояло сдавать экзамены. 11-ый класс 17-ой гимназии весной изучал творчество Андрея Платонова. 1 июня им придется писать выпускное сочинение. По мнению учеников, как бы хорошо они не учились весь год, всегда легче писать на тему, которую разбирали накануне. Но этим ребятам повезло — они учились в гуманитарном классе у Елены Васильевны Щемелевой. Поэтому экзаменов не боялись.

Экзамены в 2001 году будут во всех школах проходить по-новому — уведомили в министерстве. Впервые Минобраз РФ откликнулся на просьбу педагогов, и вопросы для школ с различным уровнем преподавания стали разными.

«Я считаю, что это очень гуманное решение. Мы, кстати, этого добивались. И мы рады, что Россия услышала нас в этом плане», - сказала министр образования Карелии Галина Разбивная. В лицеях и гимназиях к детям на экзаменах будут предъявлены одни требования. В простых средних школах — другие. В школах для детей с особенностями развития — третьи. Это решение созрело потому, что если ученик в родной школе не изучал какую-то тему, то и спрашивать с него ее бесполезно.

Впрочем, иные педагоги по-прежнему считали, что один и тот же балл в аттестате должен означать один и тот же уровень знаний, и были не согласны с министром. «Собственно говоря, стране не важно, в какой школе учился специалист. И если это специалист с высшим образованием, то он должен быть высококлассным. И тогда мы не можем уже говорить о каком-то «пониженном уровне». То есть если это пятерка, то это должна быть пятерка», - сказала Елена Щемелева.

Гимназисты же были не уверены, что кто-то из их сверстников других средних школ справится с экзаменами хуже.

«Бывают частные случаи, что кто-то их другой школы ответит гораздо лучше, чем кто-нибудь из нас. Это индивидуально», - говорила ученица Светлана. В том году некоторые регионы России согласились на эксперимент по единому национальному экзамену, за основу которого взято тестирование (предтеча ЕГЭ). Ученики Петрозаводска, узнав об этом, тоже не отказались бы от подобного эксперимента.

«Человек, который проходит тестирование, этот предмет изучает достаточно глубоко, - считала ученица Марина. - То есть он не только знает какие-то факты, но имеет представление об обстановке того времени».

Учительница Елена Васильевна была согласна только с тем, что тестирование позволяет быстро и точно выявить знания фактологического материала по точным наукам: «Когда мне по литературе говорят, что вот это правильно, а вот это неправильно, то у меня это сразу вызывает законный совершенно вопрос: а кто определил, что здесь правильно, а что нет?»

В том году подобной практики у нас в Карелии еще не было. Хотя бы потому, что у нас тогда не было необходимого компьютерного оснащения. Так что без старого доброго сочинения было не обойтись.

Точные копии боевых кораблей — какой мальчишка отказался бы иметь в своем хозяйстве. У некоторых они были! Впервые такие модели были представлены на выставке в музее завода «Авангард». Постоянная экспозиция завода в последующие годы переехала в музей ОТЗ, и теперь экспонируется в Галерее промышленной истории Петрозаводска. Где еще, как ни в музее судостроительного завода показать такие уникальные модели!

Их автор — преподаватель труда школы №39 Михаил Диев на протяжении 20 лет изготавливал копии судов. И увлек этим своих учеников. Мальчишки в его школе считали наказанием, если мастер лишал их права посещать кружок моделизма. Никого не удивляло, что взрослый человек занимался вроде бы игрушками.

«Надо быть в душе мальчишкой немножко. Иначе человек стареет быстро, - сказал учитель Диев. - А когда он стареет, ему ничего вообще не нужно. Ну а как увлечь ребят? Своим примером!»

Сделать точную модель небольшого боевого корабля Михаил мог дня за два. На большие модели со множеством мелких деталей времени уходило гораздо больше. «Вот этот линейный корабль я делал примерно год. По вечерам. Сын помогал мне», - сказал автор выставки. Но не только Михаил Диев представил в экспозиции свои работы. Пенсионерке Валентине Сухаревой, которая увлекалась рисунком на камне, тоже было что показать зрителю. Это рисунки почти всех судов, что были изготовлены на заводе «Авангард» за всю его долгую историю.

-А сложно ли женщине корабли рисовать?

-Я же инженер-конструктор! Я работала всю жизнь по оборудованию. Рисовала оборудование для «Тяжбуммаша», потом в конторе Министерства местной промышленности. Все конструкции и прочее. Так что мне это не составляет особого труда. Мне это нравится!, - сказала Валентина Сухарева.

Вдохновил на эту серию рисунков художницу хорошо известный в Карелии человек — бывший директор музея ОТЗ, а в 2001 году директор музея на «Авангарде» Валерий Савельев. Он взвалил на себя трудную задачу — восстановить и вернуть былую славу забытому и заброшенному музею. Именно он сделал все, чтобы эта выставка состоялась. Безусловно, выставка была интересна прежде всего мальчишкам. Но и взрослые находили много занимательного. Особенно взрослые, связанные со строительством кораблей.

Таким было 17 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото rg.ru)