Депутаты превратили нецелевое расходование средств в законную сделку
Атобусный скандал в Петрозаводске ровно 20 лет назад раскручивался, как маховик. Двадцать депутатов Петросовета требовали вновь рассмотреть вопрос о приобретении «Мерседесов», для чего даже предложили собрать внеочередную сессию горсовета. Соберется она или нет — зависело от того, насколько настойчивы будут депутаты, а во-вторых, от решения председателя Петросовета Людмилы Тихоновой, которой предстоял нелегкий выбор. С одной стороны, если она решит не проводить внеочередную «автобусную» сессию, ей будет достаточно сложно объяснить причину такого решения своим избирателям и коллегам. С другой стороны — если она поддержит инициативу депутатов, ее отношения с городской администрацией, мягко говоря, не улучшатся.
В двух словах перескажем содержание предыдущих серий той драмы. Городская администрация заключила 20-миллионный контракт на приобретение 25 бэушных автобусов. Машины оказались в очень плохом техническом состоянии. Продавцам успели перечислить 17,5 миллионов рублей. Они поставили в город десять автобусов. Против этого так резко выступал руководитель Автоколонны, что его решили уволить. Историей заинтересовались СМИ, депутаты и прокуратура. На прошлой сессии Петросовета мэрии удалось продавить решение о внесении задним числов в бюджет 2000 год суммы на приобретение автобусов для «Автоколонны 1126». Проголосовав за эту поправку, депутаты превратили самое крупное нецелевое расходование средств в истории Петрозаводска во вполне законную сделку.
Это решение Петросовета тогда отвратило угрозу уголовного преследования от главных инициаторов приобретения дряхлых Мерседесов — мэра Демина, его заместителя Астраханцева и депутата Малеванного. 12 из 50 присутствовавших на сессии депутатов покинули зал в знак протеста против решения коллег. Они объединились в группу «За права избирателей» и принялись собирать подписи для проведения внеочередной сессии. По регламенту их необходимо набрать не менее 20. Такое количество набралось к концу прошлой недели. Но в понедельник председатель Петросовета проинформировала инициаторов о том, что двое их коллег Суровцев и Великовский свои подписи отозвали. Однако на смену им в ряды бунтовщиков встали Грин и Поценковский. В итоге к концу дня имелось таки двадцать необходимых подписей. Так что быть или не быть сессии — уже зависело лишь от решения председателя Петросовета. Если конечно не передумает еще кто-то из депутатов.
11 апреля в России и во всем мире отмечают скорбную дату в мировой истории — День освобождения узников фашистских концлагерей. В Петрозаводске в начале нулевых проживало более тысячи человек, которые когда-то прошли через такие концентрационные лагеря. В мирное время, в годы перестройки им пришлось столкнуться с другим кошмаром. Об этом журналисты телекомпании «Ника» рассказывали в программе «Новости», архивом которой мы пользуемся при подготовке нашей рубрики.
В годы перестройки наша страна стала теснее сотрудничать с другими странами. Особенно с Германией. Потому что Михаил Горбачев, а вслед за ним и Борис Ельцин очень подружились с Гельмутом Колем. Вспоминать о том, что когда-то наши государства воевали, стали уже по-другому. В том числе и с позиций экономического сотрудничества. Объединившаяся к тому времени Германия начала возмещать нанесенный Советскому Союзу ущерб. Впрочем, как и все в нашей стране, появившиеся дойч-марки в пересчете на рубли куда-то исчезали, и бывшие узники концлагерей получали небольшую часть того, что присылали им из Германии. А сама процедура раздачи денег превращалась в фарс.
Вот в 1994 году Фонд взаимопонимания и примирения РФ начал выплату компенсаций гражданам, которые подвергались нацистским репрессиям в годы войны — узникам лагерей, угнанным на работы в Германию. Тогда и были выданы первые компенсации, утвержденные еще Нюрнбергским процессом. Тогда их получили 86 человек. И процесс не подумали отладить, поэтому образовалась очередь из очень пожилых людей. Которые к тому же подверглись унизительной процедуре фотографирования у стенки. Трудно оценивать эти события. Одна из присутствовавших бабушек сказала, что «немного и денег дали за годы страданий и смертей в лагере».
Еще менее организована была эта процедура в следующем году — 1995-м. Старикам очередь за компенсациями напоминала очереди за лагерной баландой. Очень пожилые, многие — больные люди, стояли по многу часов в душном коридоре за компенсацией их страданий и утраченного здоровья. Тогда в Петрозаводск представители Фонда приехали со своей миссией уже в третий раз. Должны были получить деньги около пятисот петрозаводчан, кассиров было всего четверо. Сотрудники Фонда утверждали, что впредь такой кошмар не повторится.
И действительно — он не повторился. Оставшиеся суммы в последующие годы нашли способ распределять тихо — не привлекая внимания общественности. Прессу стали приглашать лишь на официальные мероприятия. Тем более, что 11 апреля был объявлен Всемирным днем освобождения узников концентрационных лагерей. Отмечается он в память восстания заключенных в Бухенвальде, которое началось в этот день в 1945 году. В те годы многие даже не знали, что и на территории Петрозаводска в годы войны находилось шесть подобных лагерей. В них погибло несколько тысяч жителей Карелии. В Союзе малолетних узников РК числилось в те годы около тысячи человек. Каждый год собираясь вместе в этот день на Мемориальном кладбище в Песках эти люди произносят не только слова поминовения и скорби, но и упреки в адрес правительства: «Хотим заявить вам, что проводимое национальным Фондом взаимопонимания и примирения выдача денежных компенсаций от Германии бывшим узникам фашизма рассматривается нами, как подаяние, которое не компенсирует понесенный материальный, моральный и нравственный ущерб и неимоверные страдания узников».
В 1998 году журналисты говорили о том, что во многих льготах узникам, которые были приравнены по статусу к Ветеранам войны, было отказано. И если согласно решениям на Нюрнбергском процессе каждый узник лагерей в любой стране получал по пять тысяч дойч-марок, компенсации из казны немецкого правительства, то жертвам лагерей, которые проживали на территории нашей страны, было отказано даже в минимальных скидках на необходимые лекарства. Без слез лагеря вспоминать не мог никто. Кстати, многие собравшиеся тогда на панихиде проводили яркие аналогии их современной жизни и периода оккупации. Оставалось ждать, когда немецкие власти откроют счета в Швейцарских банках, где и поныне хранится «золото Рейха». Во всяком случае, у бывших узников лагерей было больше надежд на немецкое правительство, нежели на свое родное.
С каждым годом 11 апреля на кладбище в Пески приходило все меньше участников тех событий. Люди уходили из жизни, так и не дождавшись счастливого благополучия. Каждый год представители власти, возлагая цветы к мемориалу, говорили о том, что боль и слезы этих людей не измерить никакой ценой. Возможно, поэтому ничего изменить в их жизни уже и не пытались.
Таким было 14 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото medialeaks.ru)