«Образцом современного рабства» назвал депутат ЗС РК рабочий договор
41 человек в 2000 году и уже 12 человек за первые три месяца 2001-го года погибли на предприятиях по причине несоблюдения правил охраны труда. Такую печальную статистику сообщили на комиссии по исполнению трудового законодательства. Впрочем, это не единственное, в чем провинились работодатели.
«Хозяин — барин» - вот таким в те годы было краткое изложение российского КЗОТа. Нет такой статьи трудового законодательства, которую бы не нарушили работодатели. Самое первое — оно же самое святое — зарплата. Здесь закон нарушался с вариациями: либо ее вовсе не платили, либо платили, но без индексации, либо «черным налом». Последнее было выгодно и рабочему, и хозяину. До поры до времени.
«Как только касается выхода в декретный отпуск и оплаты больничного листа, либо хуже того — встать на учет в Службе занятости — конечно во всех этих случаях исчисление идет из той заработной платы, которую работник получал по ведомости», - объяснил Владимир Дубровский, первый заместитель министра труда РК.
Невыплата зарплаты, как и ее задержка приравнивалась юристами к нарушению закона. Защита этого права была прописана даже в УК, но как-то вяло. Раньше работодатели этой статьи не боялись вовсе.
«Сегодняшний КЗОТ позволяет бессовестному руководителю (мне не дадут тут соврать) отдыхать всей семьей за счет предприятия на Канарах, при этом не выплачивать зарплату работнику. И ничего ни один прокурор не сделает. Нормальная ситуация?!», - возмущался депутат Михаил Быканов председатель комиссии по законности и правопорядку ЗС РК.
Нормой было и по пять лет не предоставлять очередной отпуск в частных фирмах. Нормой было работать на износ и набирать по три ставки, как были вынуждены делать врачи, подрабатывая санитарами и нянями. Нормой было работать без договора. Этот документ был таким компромиссом между работодателем и рабочим. Из всех карельских леспромхозов только в двух был коллективный договор, впрочем, на языке юристов он назывался так: «Образец современного рабства. Там такие пункты записаны, что без эмоций о них говорить невозможно». Например, пункт об увольнении только за то, что контракт был показан рабочими юристу. В Госдуме как раз в те дни обсуждались сразу четыре проекта нового КЗОТа, хотя и старый-то не выполнялся. Чем это закончится, никто не знал. Много рабочих споров рассматривалось в суде. Конечно, суд скорей всего встанет на сторону попранных прав наемного работника. Но ясно и другое — юридически защищенный работник был невыгоден ни частному владельцу фирмы, ни государству. Так что в суды ходили редко. Это грозило потерей работы, даже такой унизительно оплачиваемой. А выигранным судебным иском сыт не будешь.
У здания мэрии участники акции протеста чуть не задавили одного из чиновников. А сам мэр по счастливому для него стечению обстоятельств был в командировке. Дело было так: общественность города и депутатское объединение «За права избирателей» позвали горожан на пикет. Основные требования выразили ёмко: «Мэра — в отставку, деньги — в бюджет!» Инициаторы акции связали следственно-приичинными связями несколько событий: покупку автобусов «Мерседес» по ценам, превышающим реальную стоимость в 11 раз, и ударившее по карману горожане повышение тарифов на коммунальные услуги и транспорт. Весна теплом не радовала, но горожане на пикете стояли бодро.
Ждать тех, кто мог ответить на вопросы, пришлось больше часа. В отсутствие властей, чтобы как-то смягчить эмоции или хотя бы направить их в нужное русло, депутат Полозов взялся писать общую жалобу, аккуратно записывая то, что народ хотел бы сказать мэру. Дачники, поставленные в условия тихого вымирания, так как большинство из них не могли оплачивать подорожавшие билеты пригородные автобусы, с болью говорили о проблемах: «Что мы имеем? Только кровати в однокомнатной квартире, где живут по три, по пять человек. Не выполняется Закон о ветеранах. Лекарств бесплатных нет. И то, что положено за 15%, тоже нет в аптеках. Давайте сплачиваться! Мэра надо в отставку. Правительство надо менять. Они заботятся только о себе». Те, кто ждали в очереди на новую квартиру, уже не надеялись ее получить. Дело о «Мерседесах» получило неожиданное развитие.
«Администрацией города Петрозаводска выделено пять квартир. Четыре — республиканской прокуратуре. И одна пошла за раскрытие дела по Бадырханову. Там человек отличился. Полагаю, что он законно получил эту квартиру. Но факт — в республику ушло четыре квартиры. Как мне сказали, на столе у мэра есть два постановления от прокурора РК Панасенко на получение квартиры людям, которые занимаются расследованием дела по «Мерседесам» Не знаю, взаимосвязано это или нет. Но думаю, что общественность это должна знать», - сообщил в открытую Сергей Мамонов, председатель комиссии по правопорядку.
В подъехавшей машине оказался заместитель мэра Сергей Свидский, а не сам мэр, которого ждали. Машину обступили со всех сторон. Свидский не решался выйти к людям, говорил из машины, зато в рупор. Пресс-служба сообщила, что накануне Андрей Демин уехал в Хорватию по линии Совета Европы. Запутанная история с постановлением о повышенной плате за коммунальные услуги заинтересовала и городскую прокуратуру, которая направила в мэрию протест.
«Они должны рассмотреть протест. Мы им указали срок всего три дня. Законом о прокуратуре нам такие полномочия предоставлены для рассмотрения протестов. Если рассмотрят, то должны довести до сведения населения. А потом уже производить все перерасчеты», - пояснила Раиса Матросова, заместитель прокурора Петрозаводска.
В Петрозаводске два концерта весной 2001 года отыграла группа «Агата Кристи». Ее встречали на вокзале. Несмотря на раннее морозное утро, все прелести путешествия в поезде и травму ноги одного из братьев Самойловых, музыканты оказались настроены на общение с простыми смертными.
Группа «Агата Кристи» стала известна в России в конце 80-х. В начале карьеры их часто сравнивали с британцами «The Cure». С музыкальной точки зрения проект братьев Самойловых не слишком похож на детище Роберта Смита. Но нечто общее между ними несомненно было. Обе группы создавались школьными друзьями. И обе — судя по текстам — отличались не слишком оптимистичным взглядом на жизнь. В нулевые добавилось несколько общих черт. Мало кто спорил с тем, что оба коллектива являются классиками в своих жанрах. С другой стороны новые пластинки обоих уже на протяжении лет пяти не слишком радовали даже преданных поклонников. Что уж говорить о критиках. Некоторые из них последнему альбому «Агаты» «Кайф» поставили всего один балл по пятибальной шкале. И то за мрачность. Тем не менее, на концерт сходить стоило — ведь лучше иметь мнение, основанное на личных впечатлениях. Тем более, всегда есть шанс, что на концертах музыканты предпочтут исполнять проверенные временем хиты.
Таким было 29 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото fingeniy.com)