15 декабря 2019, 21:57

Квитанции за мусор: «Всех покойников включили в оплату»

На Старой Перевалке в Петрозаводске переполох. Что делать, если за обращение с ТКО требуют выложить кругленькую сумму?

В начале декабря петрозаводчане, проживающие в частных домах в микрорайоне Перевалка на улице Пудожской, получили странные квитанции за вывоз мусора. В платежном документе был указан только номер дома, отсутствовала фамилия плательщика, а количество проживающих не соответствовало реальности. 

Но в шоковое состояние людей ввела сумма, указанная в квитанции. У многих она была одинаково неприятная – 4,4 тысячи рублей. Оплатить квитанцию предлагалось до 20 декабря, чтобы избежать штрафных санкций. 

Валентине Ивановне 85 лет. Она инвалид второй группы. Супруг умер несколько лет назад, и теперь женщина живет с сыном-пенсионером. 

- Я чуть в обморок не упала, когда увидела квитанцию. Сумма для меня очень большая. Это четвертая часть моей пенсии. Как же я могу все это оплатить до 20 декабря? Мы ведь живем только на пенсию. Сама квитанция какая-то неграмотная, безликая. Нет даже фамилии.

В квитанции указано, что проживают три человека. Я так понимаю, что включили моего мужа, которого три года уже нет. И так в каждом доме, всех покойников включили в оплату.  

В начале декабря мы впервые получили квитанцию за вывоз мусора. Мы знали, что квитанция должна прийти, но впервые счет получили только сейчас. Нам никто не предлагал заключить договор. Просто насчитали сумму за последние полтора года и теперь требуют заплатить. Да, еще в квитанции есть фраза, что просят отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. Выложи пять тысяч и отнесись с пониманием. Такой вот подарок на Новый год, - возмутилась Валентина Ивановна.

У пенсионерки Елены Петровны из соседнего дома ситуация аналогичная:

- Конечно, мы в шоке. Получили квитанцию на такую огромную сумму. Тем более, что мы в основном свой мусор сжигаем. У нас практически его нет. Хотя бы предварительно позвонили, предложили бы заключить договор. Мы поехали разбираться на Дзержинского, 5 в Единый расчетный центр.

Спросили, почему квитанции такие странные, даже без фамилий? Там ответили, что, мол, ничего не знаем. Как это так? Мы живем в XXI веке, нетрудно узнать, сколько человек проживает.

Мы спросили по поводу договора, нас отправили на улицу Онежской флотилии, где находится ООО «Автоспецтранс». И сказали, что нужно все оплатить. Мы, конечно, платить не отказываемся, но я считаю, что сначала нужно заключить договор. Мне кажется, что неправильно задним числом за полтора года начислить такую сумму и требовать оплатить ее без наличия договора. Я поинтересовалась, почему в каждом доме указано три человека. Как выразилась одна из сотрудниц, начислили «по среднему». А может быть, в доме живет два человека или пять, а в квитанцию всем записали по три человека. 

Что происходит: почему за полтора года региональный оператор и Единый расчетный центр РК  (АО «ЕРЦ РК») не сумели «охватить» даже жителей карельской столицы? Законно ли выставлять плату задним числом и какие права есть у граждан? Мы попытались выяснить, как максимально грамотно реагировать на солидные квитанции от регоператора по обращению с твердо-коммунальными отходами (ТКО).

В постановлении правительства России № 354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, пояснил юрист Глеб Суржко, существует специальный раздел, регламентирующий правила заключения договора с региональным оператором. В Карелии регоператором является ООО «Автоспецтранс». 

- У собственников жилых домов обязанность заключить договор с региональным оператором возникает с момента приобретения права собственности. Граждане должны подать заявку региональному оператору с того момента, как он публично объявил о начале работы на данной территории. Соответственно в этой заявке должны быть указаны сведения о собственнике и количестве зарегистрированных в квартире или доме граждан. Если договора нет, то, тем не менее, региональный оператор имеет право выставлять счета. Другой вопрос, почему квитанция была выставлена так поздно. Сегодня сведения можно получить и в Росреестре, и в паспортной службе. Информация, конечно, платная, но это уже сфера ответственности регионального оператора и его агента по сбору платежей,

- рассказал Суржко.

Юрист советует все же заключать договор с региональным оператором, в котором должно быть указано месторасположение контейнерной площадки. Желательно, чтобы в договоре был указан и график вывозки мусора. 

Глеб Суржко отметил, что у граждан, впервые получивших квитанцию за длительный период, есть право на рассрочку платежа. За ее предоставлением необходимо обратиться в организацию, занимающуюся сбором платежей, или непосредственно к региональному оператору.    

Заместитель директора ООО «Автоспецтранс» Анна Музалева рассказала, что в адрес регионального оператора обратилась управляющая компания. На улице Пудожской стоит контейнерная площадка, которой пользуются жители многоквартирных домов. По мнению управляющей компании, на данной площадке образуется перенакопление коммунальных отходов. 

- Управляющая компания просила предоставить информацию, заключены ли договоры с жителями индивидуальных жилых домов, которые тоже пользуются этой площадкой как для складирования твердых коммунальных отходов, так и крупногабаритных.

Наши специалисты выехали на место, убедились, что действительно есть индивидуальные жилые дома. К сожалению, жители этих домов никак о себе не заявили, поэтому договоров ни с кем из жителей этой улицы у регионального оператора не было.

В связи с этим было произведено начисление за услугу обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 мая 2018 года по всем индивидуальным домам, которые пользуются площадкой на улице Пудожской, - пояснила Анна Музалева.

- Насколько много домов в Петрозаводске, которым до сих пор региональный оператор не выставил счета? – поинтересовался журналист. 

- На сегодняшний день и физические, и юридические лица должны заявить о себе, обратившись либо в расчетный центр на улице Дзержинского, 5, либо к региональному оператору на улице Онежской флотилии, 26. Для физических лиц заключение договора необязательно. Достаточно предоставить заявление с указанием своих данных, адреса проживания и количества зарегистрированных граждан. Региональный оператор постепенно будет выявлять граждан, которые до сих пор о себе не заявили. У нас есть право делать начисления за предыдущие три года. Поэтому я бы хотела обратиться к людям, которым до сих пор не приходят квитанции, с просьбой сообщить о себе, обратившись в адрес регионального оператора, - ушла от прямого ответа заместитель директора. 

- Анна Владимировна, вы видите процесс только с одной стороны. Получается, что у регионального оператора нет желания поработать, выявить тех, кто еще не заключил договора, и предложить им это сделать?  

- Нет, мы выявляем и по мере этого начинаем производить начисления, - не согласилась Музалева. 

- То есть отсутствие в течение полутора лет квитанций – это и ваша недоработка? 

- Можно сказать и так, - сказала заместитель директора. 

По ее словам, региональный оператор готов предоставить жителям улицы Пудожской рассрочку на полгода. 

- У нас есть опыт такой работы. Региональный оператор всегда идет навстречу. Гражданам необходимо сначала заявить о себе, уточнить данные, и если необходима рассрочка, то мы ее предоставляем на полгода и не будем начислять пени. Если кому-то нужна рассрочка на более длительной срок, то это тоже возможно. Гражданину необходимо обратиться к нам с заявлением,

- заверила Анна Музалева.      

Жители частных домов, у которых нет поблизости контейнерной площадки и нет возможности ее установить, могут выбрать так называемый пакетный сбор. В этом случае гражданин в определенное время и день недели выставляет пакеты с мусором, которые региональный оператор собирает и вывозит. 

Гендиректор АО «ЕРЦ РК» Александр Ратников утверждает, что в паспортной службе не было данных о частных домах на улице Пудожской. По этой причине расчетный центр не выставлял квитанции в течение столь длительного времени. По его словам, домов, о которых не знают в расчетном центре, пока хватает. В основном это частный сектор.  

- В итоге все будут найдены. Мы сейчас запрашиваем информацию в Росреестре, выявляем, выставляем квитанции. По указанию регионального оператора пени пока не начисляем. Если неверно указаны данные, гражданам не обязательно приходить к нам в офис, можно направить информацию по электронной почте. Этого достаточно, чтобы мы сделали перерасчет. При необходимости мы можем предоставить на полгода рассрочку платежей, - сказал Александр Ратников.    

И еще один нюанс. В частных домах проживает немало пожилых граждан, имеющих льготы. После того как квитанции будут оплачены, льготникам необходимо обратиться в центр социальной работы с просьбой оформить льготу за услугу по обращению с ТКО.     

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.