Жертвы «Натали Турс» и другие злоключения туристов из Карелии
«Никогда такого не было, и вот опять», - это знаменитая фраза Виктора Черномырдина, похоже, превратилась в девиз российских туроператоров. Каждый сезон летних отпусков превращается для тысяч российских туристов в рулетку: улетишь — не улетишь, вернешься спокойно или придется ждать эвакуации из страны, отдых в которой туркомпания по каким-то причинам не оплатила, бросив граждан на произвол судьбы.
Лето 2018 года не стало исключением, повторив все «прелести» организованного российскими компаниями туризма.
В начале июня прекратил деятельность туроператор «Радуга Тревэл Центр», затем «прикрылся» «Полар Тур», за ним последовал «Матрешка Тур» и «Премиум Тревэл Групп», возникли проблемы у компании «Аврора БГ». В июле ситуация стала еще более тревожной. Волна финансовых неурядиц захлестнула двух крупных туроператоров страны, имевших репутацию надежных компаний. После 27 лет работы с рынка ушел туроператор «ДСБВ Турс», а 4 июля об аннулировании уже подтвержденных туров объявила компания «Натали Турс», создав проблемы для более десяти тысяч россиян, уже оплативших свой отдых за границей.
Точной статистики относительно того, сколько семей из Карелии пострадали от деятельности «Натали Турс», конечно, нет. Но шлейф невыполненных обязательств от «Натали Турс» «зацепил» и нашу республику.
Руководитель консультативного центра по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» Алена Шеремет рассказала, что в июле к ней за помощью обратились несколько семей, оплативших туры от «Натали Турс» в Испанию и Турцию. Туристы должны были отправиться на южные курорты в августе и сентябре, но пока они озабочены тем, как вернуть свои деньги.
Об аннулировании туров граждане узнали либо из письма, отправленного по электронной почте, либо через SMS-информирование. После этого, объяснила Шеремет, необходимо незамедлительно обратиться с пакетом документов в страховую компанию, в которой застрахован туроператор.
- В договоре обязательно должно быть указано, кто является туроператором и, соответственно, кто является страховщиком. В идеале страховая компания должна вернуть всю сумму, истраченную на оплату тура. Но если страховой суммы не хватит, то деньги будут делить между всеми обратившимися гражданами пропорционально цене путевки. Так что не всегда получается вернуть полностью свои деньги. В случае когда страховая компания отказывается возместить расходы, гражданину приходится обращаться в суд, - сказала Алена Шеремет.
Если проблемы возникли непосредственно во время отдыха, когда вдруг выясняется, что туроператор не оплатит проживание, а в отеле требуют заплатить за номер или пытаются выселить, то существует несколько сценариев. Можно оплатить проживание и после возвращения на родину потребовать с туроператора или страховой компании возмещения затрат. Только обязательно необходимо сохранить все чеки и квитанции, подтверждающие произведенную оплату. Если средства ограничены или нужной суммы просто нет, то следует обратиться в ассоциацию туроператоров «Турпомощь» или в российское консульство. Аналогичный алгоритм действий существует и для тех случаев, когда турфирма не оплатила авиабилеты и люди не могут вернуться на родину.
После того как «Натали Турс» объявил об аннулировании туров, рассказала руководитель консультативного центра, граждане чаще всего обращались с вопросом, как им действовать в подобной ситуации.
Так как компания «Натали Турс» официально не прекратила свою деятельность, пока гражданам следует обращаться в страховую компанию. Шеремет рекомендует обращаться письменно, прикладывая точную опись документов с уведомлением о вручении корреспонденции страховщику. Направлять следует копии документов, оригиналы нужно оставить у себя.
Относительно необходимого перечня документов информацию можно уточнить либо у страховой компании, либо в ассоциации туроператоров «Турпомощь».
Но проблемы у туристов возникают и без катастрофического банкротства крупных туроператоров. Недавно, рассказала Алена Шеремет, в консультативный центр обратилась семья, которая в июне отдыхала в Турции. Вылет задержали на 6 часов, и вследствие этого на сутки сократилось количество дней на курорте, которые были заранее оплачены. Люди решили возместить расходы за день проживания в отеле. Туроператору была направлена письменная претензия с требованием возместить деньги за потерянный день и оплатить неустойку за поздний вылет.
Другая семья, проводившая свой отпуск в Греции, столкнулась с тем, что когда они приехали в отель, то испытали шок. Отель совершенно не соответствовал тому описанию, которое было в рекламной брошюре.
Вместо красивого уютного отеля с чистой просторной столовой люди увидели гостиницу с тараканами, плесенью в ванной комнате и ужасной столовой, в которой туристы отказались питаться. Указанные в брошюре пятнадцать минут пешком до моря обернулись пятнадцатью минутами, но не пешком, а на машине. Естественно, подобные условия наших туристов не устроили. Но они грамотно поступили: все зафиксировали на фотокамеру, прямо на месте написали претензию, обратились к представителю туроператора, обменялась контактами с семьей из Сибири, которая там отдыхала и могла подтвердить правдивость рассказа об условиях в отеле на тот случай, если дело дойдет до суда. Если есть необходимость, то суд делает запрос и свидетелей допрашивают по месту их проживания. Когда туристы вернулись в Петрозаводск, сразу же направили письменную претензию туроператору. Напоминаю, что на это дается всего 20 дней с момента возвращения домой,
- сказала руководитель центра.
До суда дело не дошло, туроператор возместил семье порядка 20 тысяч рублей за моральный ущерб и питание, которое они отказались получать из-за антисанитарных условий в столовой гостиницы. Как потом выяснилось, рекламные фотографии предоставила сама гостиница, которая недобросовестно отнеслась к своим обязанностям по приему туристов.
Алена Шеремет настаивает, что если туристы сталкиваются с проблемами на отдыхе, то принципиально собрать доказательства, которые могли бы подтвердить их слова, сделать фотографии, снять происходящее на видеокамеру, запастись координатами других отдыхающих, которые бы могли подтвердить, как все было на самом деле.
Учитывая непредсказуемость российской туриндустрии, перед выездом на отдых желательно вспомнить «азбуку» бывалого путешественника. А нам остается только пожелать, чтобы вам она не пригодилась.