10 ноября 2018, 10:00

«Свобода договора». Как не стать жертвой кредитной акции

Скидка 80 тысяч рублей превратилась в дополнительные расходы 105 тысяч рублей. Как действовать, чтобы не попасть в ту же ловушку?

Петрозаводчанка Ирина Агафонова стала счастливой обладательницей новенького автомобиля «Лада XRAY», купив его со скидкой 80 тысяч рублей. Можно было бы за нее порадоваться, если бы не одно «но»: эти деньги автосалон требует вернуть.

Ирина с мужем отправились в салон официального дилера, узнав о выгодной акции. Завод-изготовитель из города Тольятти предоставлял скидку 60 тысяч рублей при покупке нового автомобиля стоимостью 702 900 рублей по программе автокредитования, реализуемой ПАО «АВТОВАЗ» совместно с банками-партнерами. Дополнительную скидку, 20 тысяч рублей, предоставлял дилер – ОА «Петрозаводск-Лада». Семейная пара порадовалась такой удаче, однако дома, внимательно перечитав подписанные бумаги, молодые люди озадачились.

В договоре купли-продажи было указано, что покупателю скидка предоставляется не просто так, а при условии приобретения услуг по страхованию. В частности, 38 028 руб. пришлось отдать за полис страхования жизни и здоровья на 3 года; 62 290 руб. – за страхование финансовых рисков на 5 лет, и в 4 800 руб. обошлось СМС-информирование на 5 лет. Получается, что скидку 80 тысяч рублей «купили» за 105 тысяч. Планировали взять в кредит 300 тысяч, а в итоге заплатили 405 118 руб. 

Дополнительные услуги молодым людям нужны не были. Кредит планировали погасить в течение года, поэтому СМС-информирование на пять лет их совершенно не интересовало. Да и страховать свою жизнь муж Ирины не имел права, поскольку является военнослужащим. Но, по словам девушки, сотрудники автосалона настаивали на этих условиях.

Законодательство дает право отказаться от услуг по страхованию в случае подачи соответствующего заявления на аннулирование договора страховщику в течение 14 календарных дней с момента его заключения. Этим и воспользовались Агафоновы, вернув себе переплаченные деньги. Однако в дополнительном соглашении к договору купли-продажи есть пункт, согласно которому в таком случае аннулируется и скидка 80 тысяч рублей. И недавно семья получила в свой адрес претензию с требованием вернуть эти деньги. 

– Перед покупкой мы внимательно читали условия акции на сайте: ни о каких обязательных платных услугах там речи не было. Скидка предоставлялась заводом-изготовителем за то, что мы приобретаем автомобиль определенной марки в определенный промежуток времени. Почему же автосалон требует вернуть не скидку 20 тысяч, которую предоставлял он, а все 80?

– возмущается владелица автомобиля.

Очевидно, что в данной ситуации покупатели виноваты сами. Уж сколько раз твердили миру, что прежде чем подписывать важный документ, нужно очень внимательно его прочитать. Никто ведь не заставлял клиентов ставить подпись под договорами на дополнительные услуги.

Любопытно в этой ситуации другое. Агафоновы не поленились обратиться на тольяттинский завод за комментарием. Им ответили вот что:

«Для участия в программе LADA Finance не является обязательным приобретение дополнительных услуг по страхованию и прочих дополнительных услуг. Банки-партнеры ПАО АВТОВАЗ предлагают тарифы автокредитования без обязательного оформления полисов КАСКО и СЖ. Данная скидка в размере 60 тысяч рублей предоставляется для покупки автомобиля LADA XRAY в кредит через банк-партнер ПАО АВТОВАЗ. Спасибо за обращение.
Служба директора проекта «ЛАДА-ФИНАНС»

Получается, что завод предоставляет скидку любому покупателю без каких-либо страховых условий. Но договор дилера составлен таким образом, что скидка 60 и 20 тысяч является общей (всего 80 тысяч) и предоставляется только при приобретении дополнительных услуг. Правомерно ли это? С таким вопросом мы обратились к руководителю консультационного центра по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» Алене Шеремет:

Алена Шеремет

– Если скидка заводом-изготовителем предоставлялась без каких-либо дополнительных условий, то возврата 60 тысяч рублей автосалон действительно требовать не должен. Однако договор купли-продажи автомобиля составлен иначе. К нему прилагается дополнительное соглашение, где указано что «стороны пришли к соглашению, что в случае невыполнения покупателем условий настоящего дополнительного соглашения по приобретению покупателем услуг по страхованию … у партнеров продавца, а также отказ от участия в иных акциях продавца… скидка автоматически аннулируется».

Указание в договоре, что «стороны пришли к соглашению» предполагает согласие обеих сторон с вышеизложенным. Покупатели этот документ подписали, значит, со всем согласились. В России действует принцип свободы договора: в договор могут быть включены любые условия, которые не противоречат законодательству. 

Единственное, что можно сделать, – апеллировать к ст. 10 Закона о защите прав потребителей, согласно которой продавец обязан предоставлять покупателю достоверную информацию о товаре. В данном случае автосалон при предоставлении скидки неверно проинформировал граждан, что скидка предоставляется только при условии заключения дополнительных договоров. Письмо от завода может стать доказательством того, что людей ввели в заблуждение, ведь изначально скидка 60 тысяч рублей не была обусловлена никакими страховыми условиями.

На официальный журналистский запрос ответа из Тольятти мы, к сожалению, не получили. И неясно, встанет ли ПАО «АВТОВАЗ» на сторону покупателей в случае суда. А исполнительный директор АО «Петрозаводск-Лада» Александр Мазуров был открыт для общения с прессой:

Александр Мазуров

– Мы действуем в рамках закона. Клиенты были проинформированы обо всех условиях покупки и подписали все документы, где указано, что в случае расторжения договора предоставленная скидка 80 тысяч рублей аннулируется. Если клиент не согласится вернуть деньги, мы будем вынуждены обратиться в суд. 

Ни для кого не секрет, что при оформлении банковского кредита и полиса КАСКО дилер получает немалые комиссионные от партнерских банков и страховых компаний. И хоть навязывание каких-либо услуг по страхованию не является законным, сталкиваемся мы с этим повсеместно. Но! Никто не может заставить нас с чем-либо согласиться и что-либо подписать. История с кредитом семьи Агафоновых, судя по всему, окончится судом. Мы же хотим дать советы тем, кто только собирается приобретать автомобиль и может угодить в ту же ловушку, что и Ирина с мужем. 

В консультационном центре по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» рекомендуют при оформлении кредита на покупку авто иметь в виду следующие вещи:

Банки при оформлении кредитов действительно часто пытаются навязать страхование, SMS-информирование и другие платные услуги. По закону клиент вправе отказаться от дополнительных услуг.        

Если вы берете кредит и подписываете договор страхования, банк дает вам ставку, например, 11% годовых, а если отказываетесь от страхования, ставка, скорее всего, возрастет. Это не запрещено законом, и в нашем городе нередко можно столкнуться с такой ситуацией. 

Как людям доказать, что дополнительные услуги им навязали? Сотрудники автосалона или банка могут настаивать на каких-то условиях, но заставить поставить подпись под документом они не могут. В большинстве современных телефонов есть диктофоны. Если вам говорят, что не дадут кредит без подписания каких-то дополнительных соглашений, доставайте телефон и говорите: «Повторите мне это еще раз под запись». Такая запись может стать основанием для штрафа, но без нее доказать факт навязывания практически невозможно.

В рамках кредитных отношений между потребителем и банком законодательством установлен только один случай страхования в силу закона – страхование заложенного имущества залогодателем. В случае приобретение автомобиля в кредит таким условием может выступить страхование КАСКО. В остальных случаях банк обязан предложить альтернативный вариант без обязательного заключения договора страхования.

Какую бы толстую пачку документов вам ни принесли, каждый из них перед подписью нужно досконально изучить. Даже если вы устали, торопитесь, хотите есть или имеются другие важные дела. Никаких срочных дел в день покупки автомобиля быть не должно. Никаких документов нельзя подписывать, не читая! Гражданский кодекс предполагает, что если человек поставил подпись под документом, он его прочел и согласен со всеми условиями.

Будьте внимательны, друзья. Не забывайте о том, что у нас в стране свобода договора.

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.