12 декабря 2017, 13:23

Назло кондуктору пойдем пешком?

Повышение платы за проезд может спасти Троллейбусное управление. Надолго ли?

Накануне стала известна информация, которая, безусловно, огорчит десятки тысяч жителей Петрозаводска. Власти карельской столицы намерены увеличить плату за проезд в троллейбусах. Предельную цену билета намерены поднять на четверть – с 20 до 25 рублей. Подорожают и проездные для школьников и студентов: с 400 до 500 и 600 рублей соответственно.

Это пока только предложение – его теперь на ближайшей сессии должен поддержать (или отклонить) Петросовет. Но транспортная комиссия уже утвердила новую экономически обоснованную цену билета: 30,3 рубля. Часть этой суммы будет гаситься из городского бюджета. И чем выше назначат предельный тариф, тем меньше понадобится дотаций – а они в случае с Троллейбусным управлением и так зашкаливают. Руководство предприятия считает, что реальная стоимость поездки еще выше – 37 рублей, – но эту цифру власти не одобрили.

– В эти семь рублей было заложено всё: повышение зарплат, ремонт транспорта, модернизация техники, транспортная безопасность… – сетует руководитель МУП «Городской транспорт» Олег Воронин.

Все прекрасно понимали, что повышение платы за проезд в троллейбусах было лишь вопросом времени. Предприятие «Городской транспорт» находится в ужасающем состоянии. Задолженность перед налоговой службой, внебюджетными фондами, энергетиками – 62 миллиона рублей. Требуемый объем дотаций на 2018 год, по последним данным, – 130 миллионов рублей. И этих денег в бюджете города нет. Городские власти считают, что если цену билета повысить, сумма дотаций существенно уменьшится – до 78 миллионов. И вот уже эти деньги найти можно.

На комиссии Петросовета по ЖКХ, где и прозвучало это известие, сразу возникло несколько принципиальных вопросов. Один из главных: не поменяет ли предприятие шило на мыло, то есть не повлечет ли повышение цены уменьшения пассажирского потока? Директор Троллейбусного управления ответил, что это ожидается, но число ездоков, по прогнозам, снизится незначительно – процентов на десять. Разница перекроется повышением стоимости проезда.

Депутаты предположили, что многие от троллейбусов вообще откажутся –  станут передвигаться на маршрутках, ведь разницы в цене не будет. Но мрачный контраргумент нашелся незамедлительно: скорее всего, «маршрутчики» воспользуются ситуацией, чтобы тоже поднять плату за проезд. В общем, в выигрыше окажутся все – кроме горожан.

– Сейчас предприятие работает над изменением маршрутной сети, чтобы пассажиропоток не был сокращен. Планируется ряд мероприятий – мы пока не будем их анонсировать, – которые позволят повысить конкурентоспособность троллейбусов, – сообщила председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова.

Троллейбусы – это не только экологически чистый транспорт, это еще и без малого пятьсот работников, которые, если город откажется от «рогатых», останутся на улице. Но депутаты наперебой начали предлагать пути оптимизации предприятия. Например, терзали директора вопросом, почему до сих пор не введена система бесконтактной оплаты. Это позволило бы, например, сократить расходы на кондукторов – их сейчас более семидесяти человек, и каждый получает по 15 тысяч в месяц.

Олег Воронин напомнил, что турникеты для бесконтактной оплаты тоже стоят денег, а еще денег стоят услуги оператора по обработке сборов, а еще нужны контролеры, а еще – кто-то, кто сможет брать и оплату наличными, потому что любители «кэша» всегда найдутся. Ах да, сокращенным кондукторам придется полгода платить зарплату.

Тогда народные избранники переключились на доходы предприятия. Выяснилось, что реклама приносит Троллейбусному управлению лишь полмиллиона в месяц – депутат Андрей Ушаков уверен, что можно зарабатывать гораздо больше. А глава комиссии Дмитрий Романов, покопавшись в бумагах МУПа, выяснил, что предприятие получает мизерные доходы от сдаваемого имущества. Например, гаражные боксы на улице Путейской арендуются по десять рублей за квадратный метр.

– Это очень мало, говорю вам как дипломированный оценщик, – заявил Романов и потребовал от Олега Воронина пересмотреть условия сдачи площадей в аренду.

Впрочем, все присутствующие прекрасно понимали, что это сущая ерунда. Арендой боксов и рекламой многомиллионных долгов не покроешь. Экономии добиться можно, но в перспективе, а сейчас-то задача другая – выжить.

– В сентябре уже закончились деньги! Потому что в прошлом году принято было решение, что предприятию необходима субсидия порядка 130 миллионов рублей, а на сессии выделили только 100. И эти тридцать миллионов – их сегодня категорически не хватает. По всем счетам арест наложен налоговой. Каждые две недели приходит уведомление от Энергокомфорта о том, что мы отключим «Городской транспорт». Фактически с сентября мы держим ситуацию на старых связях и договоренностях.

Вообще, троллейбусы должны были встать в сентябре 2017 года! Повышение предельного тарифа – единственная мера, чтобы предприятие спасти. Иначе все очень быстро плачевно закончится, причем закончится уже в январе следующего года,

– отрезала Юлия Мизинкова.

Юлия Мизинкова

Последнее слово, конечно, скажут депутаты на сессии. Но вряд ли Петросовет решится опустить топор на шею Троллейбусного управления. Похоже, цена поездки в электротранспорте вырастет, а вместе с ней подорожают и маршрутные автобусы. Хороший подарок на Новый год, причем самым незащищенным слоям населения: богачи в троллейбусах не ездят.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".