22 августа 2019, 07:00

Первобытная Карелия: «Не знаешь, когда провалишься» 

Жители поселка Хийденсельга вынуждены ходить и ездить по полуразрушенному мосту

Жителям поселка Хийденсельга Питкярантского района несказанно повезло. Их малая родина находится в удивительно живописном месте — в устье реки Янисйоки, недалеко от Ладоги и знаменитых Ладожских шхер. Правда, природная красота этого края с лихвой компенсируется окружающей инфраструктурой. Жить в поселке сегодня трудно, а в последнее время и небезопасно. Единственный мост через Янисйоки, разделяющий поселок на две неравнозначные части, находится в таком состоянии, что ездить и ходить по нему просто страшно. 

Жители поселка боятся, что недалеко до трагедии. 

Игорь Епифанов, который живет в более благополучной части поселка, рассказал, что проблемы с мостом возникли после того, как началось активное строительство на другом берегу:

На мосту доски проломились, там дыры огромные — смотришь, пять метров и вода, перил нет. У нас один родник всего в поселке на противоположной стороне — за речкой. Люди едут за водой постоянно. Получается, ни «пожарке», никому не проехать. Люди в гости приезжают, а им говорят: "Лучше не приезжайте, потому что провалиться можете". Не знаешь, когда провалишься. Но ничего не делается, как будто так и должно быть..."

У Елены Павловой, которая родилась в Хийденсельге, за мостом остался родительский дом.

- Очень сложно стало добираться. Я недавно ехала, у меня доска из-под колеса выпрыгнула и поперек легла. Мост в ужасном состоянии, не дай бог ребенок упадет. Особенно страшно ходить в темноте, мост не освещается, там даже перил нет. Если случится пожар, я не знаю, как машина МЧС проедет. В один прекрасный момент я приеду сюда — на улицу Заречную, а когда нужно будет возвращаться, я просто не смогу выехать. Каждый раз едешь и думаешь: а уедешь ли ты обратно? - сказала Елена Павлова.   

Жительница Санкт-Петербурга Ирина Калинина участок в Хийденсельге приобрела в прошлом году.     

- Меня поразили первобытные условия. Поселок достаточно большой, школа и садик в критическом состоянии, дорога к поселку очень плохая. Единственный мост, соединяющий два берега, в ужасающем состоянии. За рекой живут люди, в случае его обрушения они останутся отрезанными от мира. Других дорог туда нет. Мост может рухнуть в любой момент, в случае пожара или оказании срочной медицинской помощи проехать никто не сможет. Это небезопасно, - поделилась она своими впечатлениями.

Ирина Калинина обратилась к главе РК Артуру Парфенчикову с вопросом: каковы перспективы ремонта моста и дороги, ведущей к поселку? Ее обращение было перенаправлено министру по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Алексею Кайдалову. Из министерства пришел неутешительный ответ: 

- В первую очередь средства Дорожного фонда Республики Карелия направляются на содержание сети автомобильных дорог Республики Карелия и на ремонт мостов, аварийное состояние которых угрожает возникновением перерывов в движении автотранспорта, а также может привести к аварийным ситуациям и угрозе жизни и здоровья граждан, пользующихся соответствующими маршрутами. Учитывая ограниченные возможности Дорожного фонда Республики Карелия, возможные меры по улучшению состояния данной автомобильной дороги, в том числе устранение деформаций и повреждений покрытия, в 2019 году принимаются в рамках работ по содержанию.

Дополнительно сообщаю, что в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2022 году планируется ремонт автомобильной дороги «Подъезд к д. Хийденсельга» на всем протяжении.

Указанный в Вашем обращении понтонный мост действительно находится в неудовлетворительном состоянии. Министерство рекомендовало администрации Ляскельского сельского поселения обеспечить разработку проектной документации на устройство нового понтонного моста в целях определения стоимости строительно-монтажных работ и источника их финансирования.

Министерством будет рассмотрен вопрос выделения средств из Дорожного фонда Республики Карелия на софинансирование выполнения проектных работ при формировании проекта бюджета Республики Карелия на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. 

Судя по этому ответу, рисковать своей жизнью и здоровьем жителям и гостям Хийденсельги придется еще не один год.      

Глава Ляскельского сельского поселения Нина Заречная, которая сама живет в Хийденсельге «по ту сторону», не стала скрывать, что ситуация «аховая». В местном бюджете денег нет вообще. 

- У нас от 4% НДФЛ (налог на доходы физических лиц. — Авт.) оставили 2%. Учитывая, что закрылись все предприятия, которые существовали до прошлого года, — те же ООО «Олимп», "Карелтранснеруд", от которых были налоговые поступления, у нас в бюджет то 200 рублей в день поступает, то 300 рублей, - сказала глава поселения.    

Нина Заречная рассказала историю появления понтонного моста. До 1989 года в поселке был только пешеходный мост. Когда в 1941 году советские войска отступали из Риги, они разбомбили мост через Даугаву. Одна из секций этого сооружения попала сначала в Санкт-Петербург, а потом ее переправили в Хийденсельгу. Тогда в поселке появился мост, по которому стало возможным ездить на машинах. Работы по его установке взял на себя Ляскельский лесозавод. С того времени мост несколько раз ремонтировали. 

- Но с учетом того, что за рекой выделено больше ста земельных участков под строительство и идет массовая застройка, ездят экскаваторы, ездят камазы, большегрузные автомобили, возят строительные материалы, мост стал в этом году быстро разрушаться, - объяснила Заречная.

- Если участки выделяются, то людям некуда деваться, им нужно строиться. На себе не перенесешь стройматериалы, - заметила я.

- Но я когда строилась в 1988 году, то мы на себе носили. На одной стороне мы грузили стройматериалы, перетаскивали лодками, на другой стороне перегружали и лошадкой подвозили к дому. В 80-х годах мы строились таким образом,

- сказала глава поселения.

- Надеюсь, вы не предлагаете вернуться в те годы?

- Нет, не предлагаю, - согласилась Нина Заречная.

Она рассказала, что неоднократно обращалась в правительство с просьбой выделить субсидию на капитальный ремонт моста. В местном бюджете таких денег нет. По предварительным расчетам, реконструкция моста может стоить от 13 до 30 миллионов рублей. Сейчас поселковая администрация заключила договор на разработку проектно-сметной документации реконструкции мостового сооружения. В сентябре 2019 года ПСД должна быть готова. 

В сентябре, во всяком случае, такое обещание глава поселения получила из министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи, вопрос о выделении денег на реконструкцию моста будет вынесен на заседание ЗС РК. 

- Если Законодательное собрание в сентябре одобрит выделение средств, значит, будет капитальный ремонт моста. Если не одобрит, значит, усилим одну часть моста, которая находится со стороны улицы Заречная, для того чтобы можно было легковыми машинами проехать за водой. У нас еще за рекой находится единственный питьевой колодец. Больше питьевой воды нет. Конечно, люди берут воду из реки, но в Ляскеля нет очистных сооружений, и все стоки текут по реке. Ситуация у нас нехорошая, - не скрывала Нина Заречная.

Проезд грузового транспорта по мосту запрещен, хотя, по словам главы поселения, машины все равно продолжают ездить. 

- После каждого проезда КамАЗа мост рушится, потому что обвалились несущие балки. Знаки мы неоднократно вешали о том, что проезд ограничен, - заметила она.

Глава поселения рассказала, что в ближайшее время будут установлены знаки, запрещающие проезд грузового транспорта по мосту, а с 1 сентября будет включено уличное освещение. 
 
- Насколько мост угрожает жизни и здоровью людей?

- Ходить по нему можно. Ездить на легковых машинах можно, большегрузами ездить нельзя, - ответила глава поселения.

По ее словам, как только доставят доски, будет организован субботник, чтобы оградить часть моста, где сейчас нет даже перил. 

…«Первобытная» Карелия живет своей особой жизнью. Деньги Дорожного фонда выделяются туда, где есть угроза застопорить движение автотранспорта, а заодно кого-то угробить. В Хийденсельгу, отделенную от Ляскеля семью километрами, ни автобусы, ни маршрутки не ходят. Обрушение конструкции, которая помнит отступление советских войск, основным транспортным «артериям» не повредит. А жителям поселка придется, видимо, привыкать к новой реальности. Хорошо, хоть интернет есть, с помощью которого люди пытаются найти попутку, чтобы добраться до цивилизации. За чистой водой — пожалуйте на другой берег с элементами экстремального туризма. Неудачно приобрели участок на другом берегу? Это ваши личные проблемы. Власть тут ни при чем. Как строить дом без надежной переправы, должны сами догадаться. В конце концов, можно возить груз на лодочке, потом на лошадке, а можно и на себе. Возможностей в современной Карелии хоть отбавляй. 

От всего этого мне порой становится не по себе. Случайно натолкнулась на воспоминания Натальи Ивановны Кузьминой, которая в 1945 году приехала в брошенную финнами Хийденсельгу:  

Мы с Василием Давыдовичем помогали восстанавливать амбулаторию... За медикаментами приходилось ездить в Сортавалу. Транспорта не было никакого. Летом по озеру на лодке, а зимой на лыжах..."

Такое чувство, что мы движемся в обратном историческом направлении.  

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.