Учителя демонстративно сожгли старый букварь в районе Карелии
Ровно 20 лет назад, хотя новый учебный год начался, но далеко не во всех школах начались занятия. Учителя некоторых районов Карелии объявили предупредительные забастовки. А в Лахденпохья педагоги с отчаяния сожгли детский букварь прямо у здания городской администрации. Причем, сожгли старый букварь, потому что новый, только что пришедший из типографии Санкт-Петербурга, туда не дошел. Как не дошли туда и зарплаты, и методлитература, и отпускные.
На 1 сентября в Калевальском районе зарплаты не выплатили даже за февраль. Еще 7 районов ждали деньги за март, а в апреле свои кровные получили только в Кеми, Кондопоге и Петрозаводске. Министр образования РК Н.Л.Гехт разводил руками: «Ситуация, которая сейчас сложилась, как вы знаете, на финансовых рынках, этот обвал рубля... мы же его не планировали! Кто же знал. Буквально не так давно старое правительство России (которое возглавлял снятый в августе 1998 года Сергей Кириенко, ныне первый зам.руководителя администрации Президента РФ – прим.ред.) говорило, что все нормально будет. И вдруг через две недели мы узнаем, что рубль упал так, что мы стали в два-три раза беднее. Поэтому сегодня вот эта ситуация настолько усложнила обстановку, в том числе в бюджетных учреждениях. И так-то трудно было как-то выкарабкаться. А теперь вообще трудно представить, как же выбраться из этого финансового хаоса».
Во многих районах учителя намеревались провести предупредительные трехдневные забастовки. Через две недели планировали пикет у здания правительства. В связи с обвалом рубля не помогали и обычные средства: банковский кредит. «Банки кредитов не дают. Можно было бы взять ссуду, самый простой выход. Чтобы как-то бюджетникам что-то выплатить. Так все банки закрыты, вы знаете, никто не дает», - развел руками министр. Дабы не сорвать учебный год, который начался с учительских протестов, в недрах правительства шла централизация средств республиканского и местного бюджетов. А также защита этих самых средств через целевой счет, из которого выплачивалась только зарплата. Дополнительные деньги пытались извлечь из лесных ресурсов и внебюджетных фондов. Но по сути дела, ничего утешительного педагогам сказать не могли, разве что советовали потерпеть: «Ну допустим, вы забастуете, уважаемые учителя. Но денег-то от этого не появится. Их просто нет. Их надо с очень огромными трудностями как-то добыть. Но для этого нужно колоссальную работу провести, перевернуть такие вопросы, которые, подчас, даже на грани законности и незаконности стоят».
В связи с этим председатель правительства РК Сергей Катанандов провел рабочее совещание с руководителями ряда министерств республики, где были рассмотрены в том числе и эти вопросы. В некоторых районах для выплаты заработной платы учителям и медикам использовали только республиканские дотации, а также в неполной мере средства местных бюджетов. Предполагалось, что отныне деньги в районы будут поступать на специальные расчетные счета, предназначенные только для выплаты зарплаты бюджетникам. А тем временем в Шуйской школе учителя, которые перекрывали мост и которые угрожали сделать это снова во время визита Президента Ельцина, объявили предупредительную забастовку. Об этом мы расскажем в следующих материалах, следите за новостями.
Денег не было не только на зарплаты учителей, подготовка к зиме тоже хромала. Поселок Соломенное не готов к холодам – такой заголовок появляется практически каждую зиму на протяжении всех двадцати лет. «Вот обвинители все. Кого обвинять-то? Самих себя?», - риторически восклицали руководители поселка, на которых сваливалась основная нагрузка. Штаб по зиме проходил в кабинете главы по городскому хозяйству Аврама Михайловича Склярского. Собравшиеся нервничали. Дружно вспоминали, что со второго сентября в Петрозаводске прогнозировали заморозки. А главный объект в городе, требовавший уже не чего-нибудь, а введения чрезвычайного положения, это котельная в Соломенном. На ремонт последней требовалось как минимум 200 тысяч рублей и месяц усилий. Для начала глава городского хозяйства внес предложение о служебной записке в адрес мэра следующего содержания: «О том,
что там никто ничем пока не занимается. И под угрозой начало отопительного сезона поселка Соломенное. На штаб руководитель ПЛМК не явился и никаких предложений по этому вопросу нет». Сложность заключалась в том, что долгое время котельная была республиканской собственностью, и город не мог содержать ее. В результате всех работников котельной предупредили о скором увольнении. А пять тысяч жителей Соломенного уже начали дрожать от страха, прежде чем начать дрожать от холода. Справедливо решив, что народу все едино, чья эта котельная, главное — чтобы было тепло, собравшиеся решили взять на себя все проблемы с восстановлением котельной и подготовить ее к зиме.
Таким было 4 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.