06 ноября 2019, 07:05

Три четверти наших читателей одобряют возвращение смертной казни

Большинство требует высшей меры за педофилию, терроризм и убийство детей

Проведенный редакцией «Петрозаводск говорит» опрос среди читателей показал, что подавляющее большинство (75 процентов) респондентов высказывается за возвращение смертной казни как высшей меры наказания за совершенные преступления. Сегодня мы публикуем результаты опроса, чтобы выяснить, какие аргументы есть у сторонников и противников смертной казни.

Когда мы начинали этот опрос, иллюзий у нас, в общем-то, не было: понятно, что за возвращение смертной казни будет большинство. Но обескуражило то, какое это большинство. 75 процентов наших респондентов однозначно высказали одобрение высшей меры наказания.

Что тут сказать. Очевидно, что идеи гуманизации уголовного права не входят в число самых популярных в нашем обществе. 19 процентов читателей однозначно не хотят жить в обществе, где казнят людей. И 6 процентов затруднились определить свою позицию.

Надо сказать, что государственная пропаганда в последнее время хорошо потрудилась, чтобы результат был именно таким. Все, наверное, заметили, что с некоторых пор тема возвращения смертной казни нарочито выносится в верхние строки общественной повестки. Вот, получите результат.

В связи с этим интересен только один вопрос: сознают ли поборники возвращения смертной казни то, что они сами в ближайшем будущем с большой вероятностью могут быть казнены?.. Или они думают, что их-то это не коснется? Что они – законопослушные граждане, а казнить-то будут закоренелых преступников?.. Что ж, как говорится, тешьте себя. Исторический опыт говорит об обратном. Машина репрессий не имеет тормозов. Один Бог знает, сколько в нашей стране за ее историю было казнено людей, искренне считавших себя законопослушными и ни в чем не виновными…

Давайте посмотрим на мотивацию тех людей, которые ответили, что они выступают против возвращения смертной казни – а таковых, как мы помним, 19 процентов. Каковы причины, заставляющие их голосовать против?

Бросается в глаза пункт «Возможность судебной ошибки», за который голосовал 61 процент наших респондентов. Чем страшна эта цифра? Тем, что это, по сути, рейтинг недоверия нашей судебной системе! 61 процент наших читателей расписались в том, что они не верят в правый и справедливый суд и вообще не верят нашей правоохранительной системе. Понимают, что в жернова этой машины так или иначе может попасть каждый – и в суде не будет практически ни единого шанса оправдаться и доказать свою невиновность. Надо сказать, что в целом это коррелирует с судебной статистикой: по публикуемым данным, оправдательные приговоры в России составляют лишь 0,24 процента. Это означает, что два, от силы три подсудимых из тысячи получают в судах оправдание, остальные получают обвинительные приговоры. Вскоре, возможно, это будут и приговоры к высшей мере наказания.

На международные обязательства России, в части моратория на смертную казнь, 96 процентам ответивших просто наплевать.

В совокупности 13 процентов голосов получили два гуманистических и трогательных варианта: «Убийство, даже по закону, преумножает зло» и «Преступнику надо дать возможность исправиться». И все-таки хорошо, что у нас осталось хотя бы 13 процентов людей, по-прежнему мыслящих категориями добра и зла. Остальные, видимо, руководствуются более прагматическими соображениями.

Странно, что так мало респондентов (всего 1 процент) обратили внимание на обстоятельство, неизбежно следующее из возвращения смертной казни – необходимость создания государственного института палачей. А давайте задумаемся об этом. Смертные приговоры надо исполнять. Значит, кому-то придется постоянно и довольно часто убивать осужденных. То есть буквально стрелять им в затылок.

Кто будут эти люди, профессиональной обязанностью которых станет убийство? Будут ли они как-то выделены в системе УФСИН? Или Росгвардии? Или для этого создадут какое-то специальное ведомство – Росказнь?.. Будут ли в каждом регионе свои расстрельные команды, или же это будут какие-то выездные бригады? Интересно, как будет оплачиваться их работа: оклад или сделка? Будут ли премии за перевыполнение плана?.. Каким «профессиональным искривлениям» подвергнется психика этих «работников»?..

Понятно одно: все мы, все общество, оплатим эту «работу» не только своими деньгами через бюджет, но и тяжелыми нравственными издержками.

Кстати, вот интересно было бы спросить тех, кто выступает за смертную казнь: а вы сами лично согласились бы пойти в палачи и приводить в исполнение приговоры к высшей мере?.. А стали бы жить рядом с человеком, который работает палачом?.. Давайте сами себе ответим честно на эти вопросы.

Ну и теперь давайте посмотрим, какие же именно преступления наши респонденты считают достойными высшей меры наказания. Мы предложили выбрать только один, самый страшный, в представлении людей, вариант.

Что тут сказать. Такие «мелочи», как измена Родине и попытка государственного переворота, похоже, вообще, не считаются в нашем обществе серьезными преступлениями. В совокупности за это предлагают казнить всего 7 процентов ответивших.

Наркоторговля, которая убивает людей (в основном молодых) десятками и сотнями тысяч, тоже, в нашем восприятии, относится к «мелким шалостям»: казнить за наркоторговлю считают правильным лишь 4 процента ответивших.

Коррупция. Тут просто непонятно. Кажется, все наше население буквально рукоплещет новостям про очередную казнь коррупционеров в Китае. Но, видимо, к своей доморощенной коррупции мы склонны относиться с большим пониманием. Лишь 16 процентов респондентов считают нужным казнить за коррупционные преступления. Хотя коррупция – это как раз то, что быстро и уверенно добивает нашу страну.

И, наконец, лидер рейтинга преступлений, заслуживающих, судя по опросу, смертной казни – педофилия! 30 процентов ответивших – подавляющее большинство – выбрало именно этот пункт.

Серьезно?.. Нет, педофилия, без сомнения, страшное преступление. Но неужели в сегодняшней России это самая важная проблема? Страшнее наркомании? Страшнее коррупции? Страшнее терроризма?..

Это действительно так, или же такое голосование – тоже следствие государственной пропаганды и информационной политики, когда педофилы каждый вечер на всех экранах страны? Коррупционеры и наркобароны должны ликовать: как ловко им удается манипулировать общественным мнением!

А как вам то обстоятельство, что респонденты считают сексуальные действия в отношении несовершеннолетнего (30 процентов) гораздо более страшным преступлением, чем убийство того же несовершеннолетнего (20 процентов)?..

Впрочем, на этом мы, пожалуй, умолкаем и предоставляем вам сделать свои собственные выводы из результатов нашего опроса. Спасибо вам за участие.

Максим Тихонов's picture
Автор:

Журналист, блогер, редактор. Более 30 лет в профессии. За это время убедился многократно: у человека есть только один способ защитить себя от лжи и манипуляций — осведомленность. Своих читателей я пытаюсь заставить думать, анализировать, сопоставлять. Хотя, увы, все реже встречаю людей, которые, вообще, хоть что-то читают...