12 сентября 2024, 08:00

Школы Карелии: на охрану надейся, а тревожную кнопку все равно оплати

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 12 сентября в 2004 году

В школах Петрозаводска начнутся работы по установке кнопок срочного вызова милиции – обещали ровно 20 лет назад после Бесланских событий чиновники городской администрации. Вообще, в учебных заведениях безопасность была на хорошем уровне.

В гимназии №37 постоянно следили за порядком несколько человек. «У нас тут одна вахтер с 8 утра и до 14 дня, и с 14 до 8 вечера – вторая вахтер. А вечером приходит ночной сторож. Школа постоянно под наблюдением», - пояснила Зоя Ильинична Солнышкова, которой повезло. Ей, как вахтеру, не приходилось разнимать драки. Родители уже восемь лет оплачивали услуги частных охранников. И ни разу не пожалели об этом. Иногда лишь профессионал может выручить из беды и учителей, и учеников. «При проведении, допустим, вечеров. Досуга для детей, - пояснила директор гимназии Марина Кузнецова. – Приходят же и выпускники. То есть бывают моменты, когда требуется профессиональная помощь. Бывали разные случаи».

Охранника Андрея Корнацевица в гимназии все знали. Он охранял покой детей третий год. Ученик восьмого класса Дима подтвердил: «Если посторонние входят в школу, он просит их выйти. Он зовет тех, кого они спрашивают. Посторонних в школе мы видим только тогда, когда он их не пускает». Но в сентябре 2004 года властям пришлось задуматься о том, что и такой защиты недостаточно. Решили установить в школах «тревожные кнопки». Кстати, баловаться ими было невозможно. Директор объяснила: «Она будет находиться у Андрея Александровича, эта кнопка переносная. И если какая-то чрезвычайная обстановка, то он тут же нажмет. Такая кнопка необходима и по вечерам».

«Сигнал придет на Вневедомственную охрану УВД, - уточнил Олег Лутфуллин, начальник отдела администрации Петрозаводска. – И сразу в течение 3-5 минут прибывает группа немедленного реагирования – аттестованные сотрудники милиции, обученные люди».

Установка такой кнопки стоила 4 тысячи рублей, а 1 тысяча в месяц – абонентская плата. Эти расходы ложились на плечи родителей. Власти попросили родителей вспомнить о том, что жизнь детей бесценна.

«В бюджете города деньги на дополнительную охрану не предусмотрены. Деньги есть только на сторожей и вахтеров. Поэтому мы сегодня обсуждаем с родителями этот вопрос. Что они должны вложить свой вклад в создание системы безопасности», - заявила Татьяна Анохова, заместитель мэра Петрозаводска.

Работники школ были уверены, что новая кнопка защитит не только детей. «Стекол по ночам будут меньше бить и другое имущество будет целее», - надеялись в педколлективе.

...

Генеральная прокуратура России предложила прокурорам субъектов федерации провести проверки, чтобы исключить продажи и использование препарата «Витурид». Поводом для письма генпрокуратуры стало решение Петрозаводского горсуда, который признал противоправными действия компании – производителя и продавца печально известного препарата. Витурид – яд или лекарство? Прошло немало лет, прежде чем власти ответили на этот вопрос.

В неприметном здании располагалась контора «Витурид +». Ничто не говорило о том, что тут продавали «спасение человечества». Уже более десяти лет на тот момент общественность будоражили слухи о чудодейственном лекарстве. Одни утверждали, что это чуть ли не «дар богов», способный исцелять страшные болезни. По мнению других, витурид – яд и шарлатанство. Сами изготовители после всех процессов в судах интервью не давали.

Витурид – это не новое средство. По версии доктора Тамары Воробьевой, основательницы предприятия, когда врачи поставили ее матери диагноз (последняя стадия рака), она сама приготовила лекарство и смогла излечиться. Такова легенда. Быль началась в конце прошлого века. В 90-х годах при поддержке правительства Карелии на базе Республиканской больницы в Петрозаводске начались испытания препарата.

«В нашем отделении испытания витурида проводилось семи больным. Эти семь человек находились в тяжелом состоянии, страдали злокачественным процессом четвертой стадии. Мы отмечали действие препарата – результата никакого не было», - заявила Наталья Фадеева, заведующая отделением онкодиспансера.

Компания рекламировала свой препарат, как панацею от самых серьезных болезней. Стоимость курса лечения была высокой. Интересно, что и после судов компания не скупилась на рекламу. Про «Витурид» знали далеко за пределами Карелии и даже России. Обреченные пациенты хватались за каждый призрачный шанс.

«Приезжает из Сибири человек. Он не знает, где у нас этот «Витурид+», но знает, где онкологи. Он приходит к нам, мы начинаем спрашивать – что и как. Люди продают дома, продают коров, все – чтобы добраться до этого спасительного витурида, купить эту сулему в вине… И на этом все кончается», - рассказал Сергей Рудаков, хирург онкодиспансера.

В состав препарата входил дихлорид ртути, то есть сулема. Ртуть и ее соединения – один из самых сильных ядов. Он практически не выводится из организма. При постоянном приеме внутрь накапливается. «Фактически, препарат из себя представляет ртуть-дихлорид, который является ядом, в смеси с вином. Вместо вина могут использоваться другие жидкости», - сообщил помощник прокурора РК Сергей Миронов. Витурид не был зарегистрирован в Госреестре лекарственных средств, он не проходил экспертизу эффективности и безопасности, Минздрав РФ не давал разрешение на его применение. В прокуратуре поставили диагноз: «Данный препарат изготавливается нелегально. По сути, данный препарат опасен для жизни и здоровья граждан».

Отношение специалистов, врачей-онкологов к препарату и подобной методике лечения было, мягко говоря, сдержанное: «В основном больные не возвращались. Они получали препарат, и больше никаких сведений о них не было. Мы не знаем ни одного случая, чтобы больной пришел, излеченный витуридом». Производство и применение лекарств в любой стране находится под неусыпным контролем государства, его контролирующих, лицензирующих, а иногда и карающих органов. И вот, наконец, окончательно эти органы запретили продавать яд под видом лекарства. В компании с постановлением ознакомились. Но их рекламный сайт продолжал работать. По телефону объяснили, что сейчас продать лекарство не смогут и посоветовали перезвонить через месяц.

Вообще-то, решение о запрете витурида принимали не впервые. В прокуратуре были уверены, что на этот раз они смогут поставить надежный заслон для ядовитого вещества.

Таким было 12 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. // фото unsplash.com/ Dawid Malecki