27 сентября 2024, 08:00

Мнения ученых Карелии насчет уровня выбросов в атмосферу разошлись

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 27 сентября в 2004 году

Самой острой экологической проблемой ровно 20 лет назад было загрязнение воздуха. И вклад автотранспорта в это дело был значительным. Международное соглашение предусматривало договоренности о сокращении выбросов вредных промышленных газов в атмосферу, которые ведут к опасному потеплению климата. Россия в 1997 году подписала Киотский протокол, направленный против глобального потепления и снижение количества парниковых газов. Однако и к 2004 году не ратифицировала его (работа по протоколу началась гораздо позже и была приостановлена в 2015 году).

А двадцать лет назад о Киотском протоколе говорили часто. Одни требовали отказаться от ратификации, другие призывали немедленно начать свободную торговлю квотами на загрязняющие выбросы. Такой механизм был предусмотрен. С одной стороны, ратификация протокола ставила под угрозу экономическое развитие страны, ведь чтобы сократить выброс вредных веществ, нужно либо уменьшить производство, либо обеспечить его современными очистными сооружениями. Такое могли позволить себе развитые страны. Но кстати, те же США ратифицировать протокол тоже не торопились. Россия тем более к этому не готова – считали эксперты.

«Получается, вот этот уровень, от которого мы должны еще снизить наши выбросы, он отсчитан с 1991 года, когда у нас экономика рухнула, и у нас и так автоматически снизились выбросы. А теперь нам мировое сообщество говорит – а вы от этого уровня еще процентов 20 сократите», - пояснил старший научный сотрудник Института водных проблем Севера Юрий Сало.

С другой стороны, если Россия, на долю которой приходится 17% всех выбросов, или США не ратифицируют Киотский протокол, то документ не сможет вступить в силу. А значит, темпы глобального потепления останутся теми же.

Экологическая обстановка в Петрозаводске в 90-х и начале нулевых значительно улучшилась, отмечали специалисты. Причина тому – спад производства. Тем не менее, самыми грязными, с экологической точки зрения, в Петрозаводске были признаны районы около улицы Ригачина и рядом с тогда еще работавшим в центре ОТЗ. А легче всего дышалось на Древлянке.

В Карелии выброс вредных веществ в атмосферу сократился на 80 тысяч тонн в год. Сбросы в водоемы уменьшились на 100 миллионов кубометров. Для Карелии глобальное потепление было вопросом неоднозначным – были и плюсы, и минусы. Климат мог стать мягче, а сельское хозяйство вздохнуть свободнее. Но вместе с тем изменится и баланс осадков и испарений, обмелеют водоемы республики. Поэтому мнения специалистов, которые занимались вопросами изменений климата, расходились.

«Наверное, надо стремиться к тому, чтобы Россия все же подписала. Думаю, что это одно из главных условий вступления России в ВТО», - считал Александр Ширлин, и.о.начальника Управления природных ресурсов МПР по РК. «А я думаю, что для государства это будет сейчас вредно. А для природы хорошо, для человека хорошо», - считал директор Института водных проблем Севера Николай Филатов.

Прогнозы ученых пугали. По некоторым из них уже через сто лет воды мирового океана поднимутся и затопят Санкт-Петербург. Впрочем, подобную картину те же ученые обещали еще к 2000 году.

...

Не удивительно, что в мире в то время полюбили разные экологические акции. Вот и тогда практически во всех странах прошел очередной Международный день без машин. В мероприятиях участвовали более полутора тысяч городов мира и более ста миллионов человек. На 24 часа дороги превратились в места проведения карнавалов и концертов, а люди в этот момент дышали чистым воздухом. Это была ежегодная акция, которую проводили в 2004 году уже в пятый раз. Петрозаводск, как и другие российские города, снова отказался от участия.

Задача Дня без машин проста. На один день в году пересесть на общественный транспорт или велосипед. И посвятить этот день экологии города. Музыкант и журналист Никита Власов, к примеру, каждый день вместо утренней зарядки добирался на работу на велосипеде. Но отсутствие велодорожек, стоянок, указателей и других элементов вело-инфраструктуры не позволяли безопасно и комфортно передвигаться по городу на велосипеде.

«У меня был шанс попасть в новости, но по другим причинам», - так описал Никита свои приключения на дорогах.

В Париже, где за пять лет до этого было положено начало этой традиции – на сутки отказываться от автомобиля – количество машин на улицах в день акции сократилось на 70%, а горожане веселились на карнавале. Кстати, тогда агентство РБК опубликовало рейтинг самых экологически грязных городов страны. Печально, что Петрозаводск вошел в двадцатку. Москва тогда занимала сороковое место, а Санкт-Петербург вообще не вошел в список. Вопрос «смогут ли наши автолюбители отказаться от своих машин хотя бы на один день», не поставил их в тупик. Хитрые карельские мужики сказали: «Пусть проводят этот день в субботу. Я уеду на свою любимую рыбалку. И пусть празднуют с удовольствием и на здоровье». Как показала практики, и в будущем году и в последующие годы День без машин у нас не прижился.

Просим прощения за брак на видео в самом конце этого репортажа.

Таким было 27 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.