Начальство коммунальной системы Петрозаводска отругали за бездействие

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 31 июля в 2004 году

Главу республики, которым тогда был Сергей Катанандов, ровно 20 лет назад пригласили в гости на Водоочистные сооружения Петрозаводска. На выездном заседании там собрались ученые и специалисты. Тема – давно наболевшая: качество воды и ее влияние на здоровье людей.

Блок Очистных сооружений первой ступени начал строиться в Петрозаводске в начале 80-х годов. Эксперты утверждали: пока его не достоят, кристально чистой воды в городе не будет. О том, зачем Сергею Катанандову понадобилось лично приехать на объект, он в первую очередь объяснил главе «Водоканала» Валерию Момотову: «Давай мы тебе расскажем, что нам люди говорят о качестве: вода жуткая, пить невозможно, качество низкое. Граждане испытывают недовольство. Более того: все, кто к нам приезжает, удивляется – как можно такую воду употреблять?!»

Глава РК отметил, что получается неприятная вещь – что и он, и его коллеги народу врут. Ведь обещали почти за десять лет до этого, в 90-х годах людям чистую воду. А ее и нет! И качество воды горожане ставили в те годы выше безопасности и проблем медицинского обслуживания. И все это зависело от строительства очистных первой очереди. На этом настаивали ученые. «Надо достроить этот блок, - утверждал доктор технических наук Ренат Аюкаев. – И качество будет гарантировано. Блок построен на 135 кубов в сутки. Существующий дает 120. Так что город точно будет иметь 120 кубов воды высокого качества».

Выяснилось, что строительство новых очистных обойдется в 260 миллионов рублей. Стройка потихоньку оживала, там работал экскаватор. Валерий Момотов заверил, что в 2005 году объект достроят до насосной станции. А в последующий два года все остальное. На специальном совещании в правительстве, где темой стали очистные сооружения, первые две очереди будут стоить по 100 миллионов рублей, и третья – 60. Половину должен был найти город, вторую половину – республика.

«Чуда не бывает, любые деньги придется возвращать, - вздохнул тогдашний мэр Петрозаводска Виктор Масляков. – Но эти деньги на очень льготных условиях. Мы с вами вернем кредит. А сейчас главное – чистая вода и здоровье горожан». Разговор о переносе городского водозабора даже не начинали, ведь на это было необходимо 4 миллиарда рублей. Этих денег тогда было не найти.

...

В 2004 году в Смоленске проходил Всероссийский финал военно-патриотической игры «Зарница». От Карелии туда отправились победители республиканского этапа – отряд юнармейцев из Чалны. Накануне отъезда в Смоленск с ребятами поговорили журналисты.

«Наша команда – «Ветер»! Наш девиз – «Команды «Ветер» нет быстрей на белом свете!» Такой речевкой встретили чалнинцы съемочную группу. Они четко показали все свои умения, хотя хлопот в тот день было много. Им нужно было успеть на поезд, а потом Москва, следом – Смоленск. Но ребятам было не привыкать к трудностям. И сама победа в республиканском финале им досталась непросто.

«Нужно было быть самыми ловкими, самыми умными, самыми достойными. Петь лучше всех, бегать лучше всех. Разбирать автомат быстрее всех», - рассказал Дмитрий Мацеральник, методист Республиканского морского центра, который вел занятия.

Ребятам помогло выиграть чувство настоящего товарищества – один за всех, и все – за одного. Командир Руслан Ярезов считал, что именно таким должен быть его отряд. «Нет такого отдельного персонажа, на которого бы я надеялся больше всех, - сказал Руслан. – Каждый должен… Если каждый будет делать хоть что-то, тогда и сложится команда». Катерина Пелех научилась разбирать и собирать автомат даже быстрее некоторых парней. И она считала себя в команде совсем не лишней: «Всем, что знаю – выложусь, и помогу!» Программа команде предстояла сложная, но интересная. Министерство образования РК на поездку зарничникам выделило 50 тысяч рублей. И они были готовы бороться за первое место.

Своим чередом шли другие состязания. Уже состоялось три гонки регаты «Онего-2004». По их результатам во всех зачетных группах лидировали московские экипажи. Из шести карельских яхт успехов добилась пока только «Синдерелла» и заняла третье место в своей группе. Среди приезжих яхтсменов бродило большое недовольство волокитой, которую чиновники развели на пути спортсменов.

Илмари Шепель, гражданин Финляндии, мечтал прийти на своей яхте в Россию десять лет. Первым делом наша страна встретила его бюрократическими проволочками. «Если вы на русской яхте – можете ехать куда хотите, а если это финская яхта, нам нужно через «двенадцать министерств» получать пропуск и платить надо. Официально и неофициально… Это не очень красиво», - сетовал он.

Это он еще слишком мягко выразился. Чтобы пройти Беломорско-Балтийский канал, финской яхте пришлось платить 32 тысячи рублей, а наши яхтсмены платили 1,5 тысячи. Вот такая разница. Об удобствах в пути говорить не приходилось. Яхтсмен Андрей Белов признал: «Конечно, сейчас просто путешествовать по Европе. Ни таможен, ни пограничников, никакой бюрократии. Это как одна большая страна, где к услугам яхтсмена все удобства: вода, душ, электричество, стоянки – все очень удобно». У нас было все наоборот. Шквальный ветер, и тот был западному яхтсмену друг, а злейший враг – наш таможенник. В мурманском порту на яхте «Мериалла» они побывали ввосьмером.

«И только и смотрели, к чему бы привязаться, и за что бы денег с нас получить. Навязчивый российский сервис», - добавил Андрей Белов.

По словам сотрудников Института экономики Карелии и местного Госкомспорттуризма, в 2004 году обстановка была лучше, чем, скажем, за пять лет до этого. Тогда иностранной яхте пройти по Беломорканалу было практически невозможно, а потом все же «калитку приоткрыли». Но едва ли это тянуло на серьезные достижения.

Таким было 31 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.

// фото freepik.com