Льготники Карелии второй месяц недополучают компенсацию за ЖКУ
В начале декабря 2019 года многие льготники Карелии вновь недополучили серьезные суммы компенсации за жилищно-коммунальные услуги. Ситуация как две капли воды напомнила все то, что переживали имеющие льготы граждане в начале ноября. Сейчас, судя по тональности обрушившихся на редакцию телефонных звонков, возмущение граждан достигло высшей степени кипения. Иногда волей-неволей возникает ощущение, будто кто-то нарочно доводит людей до взрыва.
В ноябре в Министерстве соцзащиты пояснили, что причина сбоев кроется в переходе на новую технологию передачи данных, когда поставщики услуг должны заносить необходимые сведения в государственную информационную систему. Многие поставщики этого не сделали или предоставили неполные сведения. В Минсоцзащиты сообщили, что собираются вернуться к прежней системе сбора сведений, когда организации напрямую передавали их в органы соцзащиты. Однако вернуться к прежней системе сбора данных, судя по продолжающейся неразберихе, пока не удалось. В общем, все новшества у нас по традиции испытывают не на опытных системах и не на компьютерных моделях, а непосредственно на гражданах. Ведь чиновники априори считают, что люди выдержат все.
Большинство дозвонившихся в редакцию граждан недополучили за два месяца около полутора тысяч рублей. Можно судить о материальном положении пожилых людей, которые «обрывают» телефоны из-за суммы в 1-1,5 тысячи рублей.
Ирина Александровна сообщила, что обычно компенсация составляет 1200-1300 рублей в месяц. В ноябре она получила 711 рублей, в декабре 800 рублей. Для семидесятилетней Ирины Александровны, инвалида второй группы, это серьезная потеря. Она плохо управляется с интернетом, не может дозвониться до социальной службы, а доехать до центра социальной работы не позволяет состояние здоровья. Женщина чувствует свою полную беспомощность, и от этого происходящее кажется ей вдвойне несправедливым.
У Натальи Георгиевны положение не лучше. Средняя сумма компенсации, по ее словам, составляет 1300-1400 рублей. В ноябре женщине перечислили 720 рублей, в декабре — 940 рублей.
- Я рассчитывала, что в начале декабря получу минимум полторы тысячи рублей. Очень надеялась на эти деньги. Безобразие, даже этой небольшой компенсации не получить!
- сказала Наталья Георгиевна.
Алла Григорьевна и ее муж тоже второй месяц недополучают положенную по закону компенсацию.
- В среднем я должна получать 800-900 рублей в месяц. В ноябре получила 226 рублей, в декабре 261 рубль. Муж тоже недосчитался денег. Получилось, что мы второй месяц на семью недополучаем примерно 1200 рублей. В соцсетях я отправила обращение главе РК Артуру Парфенчикову. Мне пришел ответ, что мое письмо направлено в Министерство соцзащиты. Посмотрю, что мне ответят там. До центра социальной работы дозвониться нереально. В прошлом году тоже была странная ситуация, когда в октябре и ноябре компенсация инвалидам приходила с серьезным опозданием. Такое чувство, что в министерстве деньги в конце года на премии себе экономят за счет льготников,
- недоумевает Алла Григорьевна.
Нам удалось дозвониться до министра социальной защиты Ольги Соколовой. Она подтвердила тот очевидный факт, что наладить сбор информации чиновникам до сих пор не удалось. По ее словам, органы соцзащиты Карелии получают информацию о предоставленных жилищно-коммунальных услугах от 340 организаций республики. Министр сообщила, что в конце декабря 2019 года льготники еще раз получат компенсацию. Это будет компенсация за декабрь, которую из-за новогодних праздников выплатят раньше. В эту сумму, обещает Ольга Соколова, должен быть включен и перерасчет за прежние месяцы. Правда, твердой гарантии, что все случится именно так, министр дать не смогла. И это почему-то тоже не удивляет.
По поводу жалоб граждан на «трудности дозвона» министр сказала, что работают три дополнительных телефона: (8142) 78-38-24, (8142)76-56-04, (905) 29-99-581.
Правда, все наши попытки дозвониться по этим номерам закончились фиаско. Короткие гудки в ответ — это все, чего мы смогли добиться.
Уже после разговора с министром в редакцию дозвонился еще один льготник, представившийся Игорем. Он недосчитался за два месяца 1250 рублей.
- Мне не делают перерасчет за тепло и горячую воду. Позвонил в ТГК-1. Там сказали, что с ними не хотят заключать договор на передачу данных. Пытался дозвониться до центра социальной работы. Я инвалид первой группы, сижу дома. Я целый день звонил в центр через каждые пять минут. Не дозвонился. Такое впечатление, что там сотрудники приходят и сразу трубки телефонные снимают, чтобы к ним граждане не могли дозвониться,
- сказал Игорь.
В управлении по сбыту тепловой энергии ПАО «ТГК-1» пояснили, что Центр социальной работы РК только на днях объявил конкурс на расчет льгот. По этой причине до сих пор не заключен контракт на передачу информации о суммах льгот. Соответственно, теплоснабжающая организация не предоставляет и в ближайшее время не будет предоставлять информацию, необходимую для того, чтобы рассчитать льготы.
Судя по тому, что конкурс только что объявлен, контракт заключат в лучшем случае в конце 2019 — начале 2020 года. Получается, что в центре просто затянули с конкурсными процедурами, и из-за этого два месяца граждане не могут дождаться полноценной компенсации? И еще не факт, что дождутся ее в конце декабря.
Существует еще одна серьезная проблема. Раньше на сайте Минсоцзащиты можно было зайти в личный кабинет и узнать, какая сумма компенсации выплачена, а главное - получить подробную расшифровку, за какие услуги начислены деньги. Теперь можно только увидеть итоговую сумму. Заместитель директора Центра социальной работы РК Ольга Лебедева рассказала, что произошло это при переходе «с одного программного продукта на другой». Обнаружилась «недоработка», по традиции, когда переход уже произошел. Сейчас программисты устраняют недочеты, чтобы вернуть подробную расшифровку суммы компенсации. Лебедева сказала, что срок окончания работ — четвертый квартал 2019 года. В общем, можно надеяться, что в начале 2020 года граждане должны получить возможность, не выстаивая в очередях, проверить, за какие услуги и в каком объеме они получили компенсацию. В ситуации, когда компенсацию месяцами недоплачивают, эта услуга приобретает особую актуальность.
В последние дни я наслушалась немало нелестных отзывов о работе органов социальной работы. Если отвлечься от эмоций разгневанных граждан, которые мечутся в поисках недополученных денег, то на поверхности грубые управленческие ошибки. Почему в министерстве не предвидели проблем, связанных с передачей данных? Ведь прежняя система худо-бедно работала. Зачем было ее ломать, вводя в эмоциональный стресс тысячи пожилых и нередко больных людей, предварительно не проведя апробацию новой технологии и не объявив конкурсы, если они так необходимы?
Аналогичные вопросы можно задать и в связи с изменением сайта, откуда исчезла именно та информация, которая так важна гражданам. Как случилось, что принципиальные моменты, которые должны были быть заложены в техническом задании, «всплывают» уже после перехода на «новый программный продукт»? Кому, простите, такой «продукт» нужен? И уж совсем банальный вопрос: почему у граждан нет возможности дозвониться до социальных служб? Ведь речь идет о пожилых, больных и малоподвижных людях. Или от них решено отгородиться, чтобы не задавали лишних вопросов? Если это так, то по данному целевому показателю можно смело поставить «галочку» выполнения.