Эпистолярное издевательство. Как власть реагирует на жалобы людей
Текст: Антонина Кябелева
Заставить чиновников уважать права граждан и адекватно реагировать на их жалобы, вопросы, претензии - задача для россиян трудновыполнимая. Во всяком случае в Карелии.
К такому неутешительному выводу поневоле приходишь, когда сталкиваешься с некоторыми ответами представителей власти на запросы, основанные на жалобах жителей республики.
В феврале 2024 года вместе с депутатами Законодательного собрания РК Эмилией Слабуновой и Инной Болучевской журналист нашего издания побывала в поселке Кедрозеро и деревне Лижма. Граждане из этих населенных пунктов обратились к депутатам с многочисленными проблемами, которые власть никак не может решить и которые отравляют будни деревенских жителей.
Но речь сейчас не об этом. На основе жалоб граждан были составлены и направлены депутатские запросы в Минздрав Карелии и в администрацию Кондопожского муниципального района. Некоторые ответы внешне выглядят как ничем не прикрытое издевательство.
В поселке Кедрозеро фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) расположен в покосившемся от времени деревянном строении с протекающей крышей, привозной водой, печным отоплением, которым, несмотря на установленные конвекторы, приходится пользоваться, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Но самое страшное — это отсутствие туалета. Недалеко от ФАПа расположен черный деревянный сарай, который когда-то выполнял функцию туалета. Сейчас он завален снегом. Извините за подробность, но в двадцать первом веке фельдшер вынуждена пользоваться ведром.
В прошлом году казалось, что всем этим мучениям скоро придет конец и в поселке будет построен новый ФАП. О планах строительства современного ФАПа официально сообщили в карельском Минздраве. Модульный фельдшерско-акушерский пункт на радость жителям Кедрозера планировалось возвести осенью 2023 года. Мало того, летом в поселке даже подготовили строительную площадку под новый ФАП. На том дело и остановилось.
Естественно, граждан интересовало, что произошло и почему вместо нового здания ФАПа вырос снежный сугроб?
Вот что по этому поводу ответил министр здравоохранения Карелии Михаил Охлопков:
«В Республике Карелия продолжается реализация программы «Модернизация первичного звена здравоохранения». Вместе с тем в соответствии с современными вызовами времени и тенденциями в развитии системы здравоохранения возникает необходимость переосмысления и внесения изменений в программу, включая корректировку сроков реализации мероприятий по приобретению зданий фельдшерско-акушерских пунктов — переносу мероприятий на более поздний период с учетом продления программы до 2030 года».
Простите, только мне кажется, что это звучит как издевательство? Что у нас за современные вызовы времени и тенденции в развитии здравоохранения, которые загоняют это самое здравоохранение в состояние ужасающей дикости до 2030 года? Что министр успел переосмыслить? То, что в соответствии с современными вызовами туалетов уже не требуется, а достаточно обычного ведра?
Я лично общалась и с удивительно милой женщиной, которая 38 лет работает в кедрозерском ФАПе и ни на что не жалуется, и с жителями поселка, которые на нее буквально молятся. Больно видеть, с чем сталкиваются люди, оставленные один на один со своими проблемами, никому не нужные и не заслужившие даже того, чтобы им уважительно ответили.
Заместитель министра здравоохранения Игорь Кижнерман, объясняясь перед депутатами карельского парламента по поводу того, что вместо девяти запланированных ФАПов в прошлом году построили только два, честно сказал, что Карелии банально не выделили денег и в июле 2023 года из Москвы пришел отказ. Все просто — не было ни вызовов, ни переосмысления, ни тем более тенденций в развитии здравоохранения. Банально не дали денег. Но почему-то признаться в этом министр стесняется, подписываясь под ответом, который не может вызвать ничего, кроме раздражения.
Еще один сюжет. В Кедрозере рядом с детской площадкой находится разваливающееся здание бывшего клуба, боковая часть которого буквально висит в воздухе. Летом здесь полно детей, и кедрозерцы опасаются, что может произойти несчастный случай. Граждане несколько лет просят разобрать здание, представляющее потенциальную опасность, особенно для детей и подростков.
Глава администрации Кондопожского района Дмитрий Зацепин в своем ответе подтверждает, что здание является собственностью Кедрозерского сельского поселения и включено в перечень руинированных объектов. Заявка на финансирование мероприятий по сносу здания клуба направлена в карельский Минстрой в марте 2023 года. При этом Зацепин согласен, что объект представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Но так как денег в 2023 году не было выделено, то главе районной администрации больше гражданам сказать нечего.
Не хочу сгущать краски, но что будет, если кто-то вдруг навернется на этих клубных руинах? Кто за это ответит? Мне всегда казалось, что местная власть для того и существует, чтобы действительно решать проблемы местного значения, а не строчить письма о том, что денег нет. Если деревянное здание действительно представляет угрозу, неужели целая районная администрация абсолютно бессильна перед «современными вызовами времени»? Или просто все привыкли отмахиваться от подобных угроз, пока кого-то не задавит?
Для жителей Лижмы у местной власти тоже нет ничего утешительного. Граждане жалуются, что в деревне практически отсутствует уличное освещение. На что Дмитрий Зацепин им отвечает:
«В свою очередь жители могут принимать участие в программах инициативного бюджетирования (ППМИ. ТОС), с помощью которых можно, в том числе, организовать уличное освещение в д. Лижма».
Прекрасно! Власть фактически предлагает гражданам самим решать свои проблемы и не беспокоить ее по пустякам. И это уже говорят почти открыто и уж точно недвусмысленно.
Я уверена, что в Карелии давно назрела ситуация, когда представителям власти необходимо срочно «переосмыслить» свое место в системе общественных отношений, так сказать, в соответствии с «современными вызовами времени». В противном случае в стремительно вымирающей республике им скоро некому будет давать свои ценные советы.