Место силы. В Карелии люди сопротивляются темноте на улице и в душах
Текст и фото: Антонина Кябелева
В 35 километрах от Кондопоги на берегу Малой Лижемской губы Онежского озера расположена небольшая деревня Лижма. В конце января 2024 года по просьбам местных жителей ее посетили депутаты Законодательного собрания Республики Карелия.
Зимой здесь постоянно живут примерно 50 человек, летом население деревни увеличивается в несколько раз.
«Летом, когда праздники проводим, человек триста собирается»,
- заметила Анжела.
Единственный общественный транспорт, который связывает жителей Лижмы с цивилизацией, - железнодорожный. Те, у кого нет автомобиля, добираются до станции пешком — это два километра по лесной дороге.
По словам жителей деревни, уличное освещение в деревне практически отсутствует.
«Четыре фонаря на всю деревню в разных концах. Магазина нет. Раз в неделю приезжает автолавка. И то не всегда. В автолавке все очень дорого, в соседнем Кедрозере в магазине цены тоже высокие. Автобусы не ходят. Самый больной вопрос — чистка дорог и уличное освещение. Зимой в пять вечера уже темно, все сидят по домам, на улицу уже не выйти»,
- наперебой говорили жители деревни.
Они рассказали, что нынешней зимой дорогу очень редко чистили от снега. Приходилось скидываться и самим нанимать технику для расчистки автодороги.
Мусорная реформа добралась и до Лижмы, где появились мусорные контейнеры.
«У нас всегда было чисто. Раньше контейнеров не было. Мы сами вывозили мусор. Потом в деревню привезли несколько ужасных контейнеров — ломаных, без крышек. Мусор растаскивают собаки и птицы, все по деревне валяется. Мы уже с дороги контейнер спрятали, чтобы проезжающие мусор не кидали. Для нас это проблема»,
- сказала Любовь Васильева.
Мусорный контейнер, который находился рядом со специально оборудованным местом для автолавки и почты, местные жители передвинули на боковое ответвление дороги, спрятав за пустующее здание райпо. Правда, крышка у контейнера была на месте.
Депутат Инна Болучевская проверила, работает ли уличный телефон, который, в том числе, предназначен и для экстренных вызовов. На другом конце провода ей тут же ответили.
Главная достопримечательность Лижмы, которая могла бы стать местом притяжения и для деревенских жителей, и для туристов, - деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1860 году.
Любовь и Анжела пытаются вдохнуть жизнь в обезглавленное в советские времена деревянное строение.
«У церкви была колокольня, был купол. В 1930 году ее закрыли. В ней разместили сначала клуб, потом пекарню, а в последние годы тут был магазин. В 1991 году на здание повесили амбарный замок, и с тех пор оно пустовало. Прошло тридцать лет. Я вышла на пенсию и решила, что так быть не должно. Если не мы, то кто спасет нашу церковь?»
- заметила Любовь Васильева.
Поддержку она нашла в благотворительном фонде «Белый Ирис». Женщина прошла обучение и с сентября 2022 года стала официальным хранителем культурного наследия — церкви в Лижме.
В церкви возобновилась служба, здесь стали крестить детей, местные жители постепенно восстанавливают внутреннее убранство храма, приносят старинные вещи, пытаясь создать что-то вроде небольшого деревенского музея. Старинная мебель, фотографии, газеты, ковры, одежда, кухонная утварь, самовар, детские игрушки — теперь все это собрано в просторном церковном помещении. Здесь нашлось место даже игрушечному космонавту, который привалился к кукле-неваляшке.
Когда нужно было восстановить окна, мужчины собрались и за один день застеклили десять окон. Кровля протекала, но летом местные жители аккуратно заделали самые проблемные места. Конечно, согласилась Васильева, это очень мало, но с чего-то нужно начинать.
«Для нас это стало местом силы. Церковь объединила людей. Раньше многие из нас даже не знали друг друга, теперь мы постоянно общаемся. Каждое воскресенье мы стараемся собраться в церкви, у нас есть общий чат, читаем акафисты, батюшка приезжает на праздники»,
- сказала Любовь Васильева.
По ее словам, в середине девятнадцатого века Лижма была большим селом с собственным лесопильным заводом. «Здесь даже театр был!» - с гордостью заметила женщина. Поэтому на месте сгоревшей старой Никольской церкви в 1855 году решили построить большую церковь с тремя приделами, рассчитанную на полторы тысячи человек.
В деревне гордятся своим земляком — архиепископом Венедиктом (в миру Виктором Васильевичем Плотниковым). Он родился в Лижме в 1872 году в семье священника, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, был настоятелем Никольского Морского собора и Благовещенской церкви в Кронштадте, был архиепископом Вологодским, Новгородским, Старорусским, Казанским.
Его судьба трагически типична для страшных лет сталинских репрессий. После его отъезда в 1936 году в Казань в Новгороде прошли аресты священников. Один из них, скорее всего под пытками, дал показания против архиепископа Венедикта, который якобы создал подпольную организацию. В феврале 1937 года архиепископа Венедикта арестовали как контрреволюционного заговорщика и перевезли в Ленинград. В августе 1937 года его расстреляли.
Находясь в полуразрушенной церкви Николая Чудотворца, очень трудно отвлечься от тяжелых мыслей. На месте алтаря — проломленный потолок и зияющая дыра в полу, словно напоминание о расстрелянных и замученных, о разрушенных и уничтоженных храмах, о жестокости и несправедливости, о той тяжелой ноше до сих пор не возвращенного долга, который не позволяет окончательно закрыть мрачную главу в истории страны.
Вспомнился и бутафорский концлагерь в Ватнаволоке, расположенный по соседству с Лижмой. У нашего государства находятся миллионы, чтобы «в патриотических целях» сооружать уродливые бараки за колючей проволокой, но нет денег, чтобы восстановить красивую церковь, вдохнув в деревенскую жизнь немного тепла и света.
Единственная надежда - увы, не на государство, а на людей, которые интуитивно тянутся к месту силы и верят в другое будущее...