17 ноября 2021, 08:00

Автобусное сообщение в Петрозаводске претерпело крутые изменения

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 17 ноября в 2001 году

Навязанная мэрией установка контрольно-кассовых аппаратов в маршрутках, которые попытались внедрить ровно 20 лет назад, не нравилась не только самим водителям. Эти изменения в первую очередь должны были ударить по карману простых петрозаводчан. Проблема стояла остро и обсуждалась в мэрии чуть ли не каждый день.

Несогласные с решением администрации многие водители частных автобусов подали иски в арбитражный суд. Там они собрались отстаивать свое право заниматься частным извозом без надуманных (как они считали) затрат на закупку кассовых аппаратов и зарплаты кассира. У них был выход – поменять статус своего транспорта. И они им воспользовались. Их маршрутные такси с той поры стали называться просто автобусами. И это решение повлекло свои последствия.

«Коли они перезаключили договоры на автобусы, то эти маршруты, на которые перезаключены договоры, и выполняться должны, как автобусы. И давать информацию о себе через СМИ, что такой-то маршрут является автобусным, осуществляет перевозку льготников», - заявил Дмитрий Астраханцев, глава департамента ЖКХ мэрии. Как мы помним, льготников в Петрозаводске частные перевозчики возить наотрез отказывались, и пока в стране не прошла монетизация льгот, с маршрутчиками у властей всегда были трения по этому поводу.

В мэрии обещали таким «новым старым автобусам» изменить и маршруты, и нумерацию. Начиналась новая неразбериха. В мэрии сели за стол переговоров обсуждать, по каким дорогам и маршрутам должны будут ездить частники. В выходные, чтобы обеспечить движение по дорогам Петрозаводска, ГорДЭУ пришлось задействовать почти всю технику. И все равно у водителей и пешеходов было много претензий к работе и дорожников и дворников. Многие из дворов оказались завалены снегом, почти непроходимы. Но почему-то чиновники мэрии не видели тут особой проблемы: «Сказать, что город не убирается, мы не можем. Есть проблемы – выезд из дворовых территорий. Сейчас все силы, в том числе дворникам задача поставлена, брошены на эти моменты. У нас подписан договор с другими службами, если бураны и заносы – будем привлекать их технику».

Горожане, конечно, надеялись на это, но вспоминали и те времена, когда им ГорДЭУ самим приходилось браться за лопаты, чтобы выехать со двора.

Бедственное положение на городской станции Скорой помощи в те дни обсуждали широко. Наконец ситуацией озаботились депутаты Петросовета. Выделение кредита на эти цели стало единственным вопросом на сессии городского парламента. В тот период городская служба экстренной помощи находилась буквально на стадии вымирания. Как выяснилось, не только простых горожан обеспокоила эта проблема. Болеют-то все, в том числе и сильные мира сего. Была созвана внеочередная сессия Петросовета, чтобы решить три вопроса, которые связаны между собой: изменить программу «Скорая помощь»; внести изменения в бюджет города на 2001 год, который уже подходил к концу, но потребовал новых расходов; а также взять кредит на покупку автомобилей для медиков.

Как пояснил главный городской финансист Михаил Кузнецов, денег, выделенных депутатами на прошлой сессии для поддержки неотложек, не хватит: «Программа предусматривала два с половиной миллиона на приобретение транспорта. На сегодня ситуация, которую проанализировали специалисты управления здравоохранения и городской больницы, несколько изменилась. В эти деньги приобретение транспорта не уложить». Но в казне города не было денег на покупку машин для Скорой помощи – «газелей» или «соболей». И в ближайшее время не предвиделось. Поэтому городская администрация буквально умоляла депутатов дать согласие на кредит.

«Ситуация проговорена с банками. Банк Балтийский готов нам этот кредит предоставить под ставку рефинансирования. И это на сегодня наиболее приемлемый вариант решения проблемы», - заявил Михаил Кузнецов. Как никогда депутаты проявили единодушие – кредит в три миллиона рублей брать нужно, решили они. Иначе вскоре помощь к умирающим не придет. Главный врач БСМП и депутат Геннадий Масликов выступил так: «Я всегда был против кредитов, которые пыталась взять администрация. Но в данном случае – понимаете – это ведь не зарплата для бюджетников. Это не политический вопрос. Это вопрос физиологии. Каждый из нас может в любой момент оказаться пациентом Скорой помощи. И не дождаться этой машины».

Но были и определенные опасения. Некоторые депутаты предлагали очень внимательно приглядеться к новой покупке транспорта и не спешить. Депутат Андрей Фицев напомнил о спешке, с которой купили автобусы «Мерседес», и что из этого вышло. Тем не менее, вопрос о взятии кредита был решен положительно.

Таким было 17 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.