Таинственный кредит: к уборке мусора подключили «Кареллеспром»
Сфера уборки мусора в Карелии становится все более запутанной и, пожалуй, даже скандальной. Причина – деятельность компании «Автоспецтрнас», которая была выбрана на роль единого регионального оператора по обращению с коммунальными отходами. Регоператор работает в Карелии с мая; претензии фирме высказывают как подрядчики, вывозящие мусор, так и органы власти, в частности Петросовет, составивший обращение на имя главы Карелии. Массово жалуется население.
По мнению специалистов, главная трудность – непродуманная экономическая составляющая. Из-за стратегических недоработок страдает население (вспомним ту же неразбериху с квитанциями), а фирмы-подрядчики вынуждены работать себе в убыток. Экономические проблемы, по идее, должна решать сама компания «Автоспецтранс» – в конце концов, это коммерческое предприятие. Но, как выяснили журналисты, добывает деньги региональный оператор не без посторонней помощи.
27 апреля в ПАО ЛКХ «Кареллеспром» прошло заседание совета директоров. На нем рассмотрели семь вопросов – утверждение годового отчета, избрание ревизионной комиссии и тому подобное. Кроме прочего, в повестке дня был следующий пункт:
«Одобрение сделки с заинтересованностью по выделению краткосрочного займа ООО «Автоспецтранс» в размере 40 000 000 рублей сроком на 12 (двенадцать) месяцев с заключением соответствующего договора между ПАО «ЛХК «Кареллеспром» и ООО «Автоспецтранс».
40 миллионов рублей – такова сумма кредита, который лесопромышленный холдинг намеревался выдать компании с уставным капиталом в десять тысяч рублей, зарегистрированной в одной из квартир на Ключевой. Примечательно, что вопрос этот рассматривался буквально за 4 дня до того, как ООО «Автоспецтранс» должно было вступить в полномочия регионального оператора по обращению с ТКО во всей республике. То есть деньги регоператору были нужны, и нужны срочно.
Однако совет директоров такая избирательная щедрость на доверии не устроила. 27 апреля за выдачу займа не проголосовал ни один член совета; решение принято не было. Но, видимо, кому-то очень надо было, чтобы 40 миллионов от «Кареллеспрома» ушли «Автоспецтрансу». Поэтому 14 мая состоялось еще одно заседание, на котором тот же самый вопрос рассмотрели повторно. И на этот раз за выделение кредита проголосовали четверо – против троих воздержавшихся.
В открытых источниках можно найти договор денежного займа, заключенный 28 июня 2018 года. Из документа следует, что лесопромышленный холдинг до 25 июля обязан перечислить компании «Автоспецтранс» 40 миллионов рублей. Деньги даются под процент, равный на тот момент ставке рефинансирования Центробанка – 7,25.
Оговоримся сразу: в самой сделке нет ничего противозаконного. Коммерческие структуры за счет своей прибыли могут выдавать кредиты другим предприятиям, даже не имея соответствующей лицензии. И поэтому совершенно непонятна реакция, которую продемонстрировали руководители «Кареллеспрома», услышав вопрос о займе.
– Нет, [«Кареллеспром» кредитовал] не на 40 миллионов рублей. У вас откуда такие сведения? Где вы их обнаружили? – поинтересовалась финансовый директор холдинга Ольга Чурикова.
– На сайте госзакупок...
– Мало ли что. Это не значит, что мы заключили этот договор. Это не значит, что у нас он фактически подписан. Это проект договора.
– Проект договора с печатями и подписями?
– Но это не значит, что он выполнен… Вообще это нужно через генерального директора, без него я информацию давать никакую не буду.
Генеральный директор ПАО «Кареллеспром» Павел Дегтярев тоже неприятно удивился вопросам о кредите, а затем отказался от комментариев.
– Вас почему это интересует-то? Вы же не прокуратура, не следственные органы, не Министерство внутренних дел. Мне неинтересно это обсуждать, без обид.
В карельском правительстве, которое является основным акционером «Кареллеспрома», комментировать ситуацию тоже не захотели, сославшись на то, что это – отношения между двумя коммерческими структурами. Тем удивительнее оказался тот факт, что в самой компании «Автоспецтранс» информацию скрывать не стали. И более того, раскрыли подоплеку загадочного займа.
– Кредит мы получили при содействии правительства. Эти деньги пошли на расчеты с операторами,
– рассказали в пресс-службе регионального оператора.
Повторимся: все произошедшее полностью законно. И все же сделка вызывает некоторое недоумение.
Дело в том, что «мусорная реформа» привела к хаосу в сфере обращения с отходами. Население жалуется на загаженные контейнерные площадки. Подрядчики, которым за работу должен платить региональный оператор, говорят о безденежье, о неплатежах – даже за прописанные в договорах объемы.
Спасти ситуацию могут только средства, грамотно собираемые с населения и юридических лиц, но и здесь региональный оператор оплошал. Созданный при нем Единый расчетный центр до сих пор не может навести порядок в сфере выставления счетов.
Причина всех этих неурядиц – то, что за сложную коммунальную сферу отвечает фирма, не имеющая в своем активе почти ничего. И проблемы эти прогнозировались с самого начала, в том числе и правительством. Доказательство – тот самый кредит, который руководство «Кареллеспрома» явно не хотело давать, который оно дало «при содействии» (можно сказать по-другому – под нажимом) правительства и о котором сейчас не собирается даже говорить.
- Что делает наше чиновничество? Оно из одного государственного кармана перекладывает в другой государственный карман (ООО "Автоспецтранс" создано при участии правительства Карелии. - Прим. ред.). И есть серьезные вопросы по тому, насколько эти деньги можно будет вернуть, - рассказал в личной беседе один из специалистов в сфере ЖКХ.
Если верить договору, возвращать средства региональный оператор должен не сразу, а начиная с конца февраля 2019 года. Будем надеяться, что к этому моменту ООО «Автоспецтранс» сумеет заработать достаточно денег, чтобы рассчитаться перед должниками; а они, если верить глазам, уже начали выстраиваться в очередь.