Кому-то выгодный бардак: что происходит с уборкой мусора в Карелии
Полгода назад в Карелии изменилась система обращения с отходами. В республике появился единый оператор, целиком и полностью отвечающий за эту сферу, – фирма «Автоспецтранс», созданная Корпорацией развития (читай – правительством). Приход новой структуры сопровождался скандалом. Предприниматели, отвечавшие за вывоз мусора в городах и поселках Карелии, утверждали, что система не отстроена, что отрасль ждет разорение, а жителей – мусорный коллапс.
Спустя пять месяцев эти опасения подтвердились, причем весьма неожиданным образом: претензии региональному оператору высказали сами органы власти, а конкретно – Петросовет.
– С 1 мая по 30 сентября в адрес администрации и городского совета поступило свыше 600 жалоб от горожан по вопросу несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов и, как следствие, неудовлетворительного состояния контейнерных площадок и создания несанкционированных свалок. По сравнению с прошлым годом, количество обращений существенно увеличилось… Если с января по апрель ЕДДС фиксировала порядка 5-6 обращений в неделю, то только за май была получена 361 жалоба, – заявил депутат Дмитрий Романов в обращении на имя главы Карелии Артура Парфенчикова. Также народный избранник заявил, что компании, которые непосредственно вывозят мусор, столкнулись с несвоевременной оплатой своих услуг. Наконец, реальные объемы отходов существенно выше тех, что оплачиваются по договорам.
– Прошу вас рассмотреть возможность проведения анализа эффективности деятельности регионального оператора ООО «Автоспецтранс»,
– говорится в обращении к губернатору.
Нужно заметить, что Артуру Парфенчикову все чаще приходится переключать свое внимание именно на тему мусора. То глава Карелии лично разбирается с компанией, которая возила на свалку под Пряжу отходы из Ленинградской области. Сейчас вот Парфенчиков чуть ли не сам тушит пожар на той же самой свалке. А между тем проблемы с вывозом и утилизацией мусора действительно разрастаются до стратегического – губернаторского! – масштаба. И это происходит не только в Петрозаводске, а, насколько можно судить, по всей Карелии.
Нормативы с потолка и всплывающие покойники
Первая и главная трудность – заниженные нормативы накопления отходов. Об этом нюансе говорилось с самого начала, еще в апреле, накануне прихода регионального оператора. Дело в том, что фирма «Автоспецтранс» мусор сама не вывозит. Она платит компаниям-подрядчикам – их в Карелии сегодня насчитывается 16. И платит она им не за фактическое количество собранного мусора, а по нормативу, установленному на региональном уровне. С самого начала было ясно, что норматив этот реальности не соответствует. Спустя полгода ситуация, естественно, не улучшилась.
– В Кемском районе мы по договору собираем 3439 кубов в месяц, по факту – 5200. В Беломорске по договору 3837 кубометров мусора, по факту – почти 4700 кубов, – рассказала заместитель директора ООО «Управляющая компания САС» Светлана Ларионова. – Я даже по своей собственной семье подсчитала объемы, и получилось, что норматив сильно занижен.
То же самое сообщили в Медвежьегорском районе.
– Самая большая проблема – заниженные объемы. Нормативы включают в себя только население, и неизвестно, как они рассчитывались,
– говорит экономист МУП «Медвежьегорское энергосетевое предприятие» Дмитрий Кауров.
По словам Светланы Ларионовой и Дмитрия Каурова, проблема усугубляется неразберихой с юридическими лицами. По новым правилам предприятия заключают договоры на вывоз мусора с региональным оператором – ООО «Автоспецтранс». Тот, в свою очередь, за исполнение этой работы платит подрядчику на местах. Однако, во-первых, далеко не все коммерсанты, особенно в районах, захотели заключить такие договоры. А во-вторых, даже наличие договора никак не гарантирует, что за убранные отходы будет адекватная оплата.
– Ситуация доходит до того, что мы, например, вывозим кубов десять, а они выставляют в договоре 0,5. У нас Дом культуры в Кеми – там есть еще кинозал, и какие-то помещения они сдают под торговлю. Так вот, подсчитывая объем мусора, взяли в расчет только количество культурных работников. Получилась мизерная цифра, а по факту мы вывозим гораздо больше,
– рассказывает Светлана Ларионова.
– Не подготовлена была инфраструктура. Ни предприятия, никто не был оповещен о приходе регионального оператора, – говорит Дмитрий Кауров. – Договоров нет, все звонят, площадки ни у кого не готовы. У кого свои контейнеры есть – хорошо. Остальные носят в общие контейнеры, подкидывают по-тихому.
Еще одну проблему можно описать набившей оскомину пословицей: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
– Никто не учел труднодоступность и удаленность населенных пунктов. Там где-то деревни мертвые стоят, где вообще никто никогда не возил, проживающих нет, – продолжает специалист из Медвежьегорска.
– Выставляют счета всем подряд, зачастую за несколько месяцев, не выясняя, вывозится ли фактически мусор. У нас много отдаленных поселков, где с 1 мая невозможно было наладить работу. У нас и сейчас такие остались.
В территориальной схеме в Беломорском районе до сих пор село Шуерецкое стоит, куда нет вообще автодороги. Туда добраться можно только поездом. А квитанции выставляются!
– привела пример Светлана Ларионова.
Неразбериха с квитанциями, которая началась после прихода регионального оператора, – тема отдельная. «Петрозаводск говорит» о ней уже писал – правда, на примере карельской столицы. Однако, если верить нашим собеседникам, наладить нормальную работу по сбору денег не смогли и в других муниципалитетах.
– Проблемы с квитанциями как были, так и есть. Люди до сих пор ходят, понять ничего не могут. То покойники всплывали, то объемы неизвестно откуда прописаны получились, кто-то квитанции только в сентябре получил, – сообщил специалист из Медвежьегорска.
Сравним с Петрозаводском:
– Расчетным центром, агентом ООО «Автоспецтранс», квитанции на оплату населению были выставлены только спустя 2-3 месяца после начала работы регионального оператора. В направленных квитанциях до настоящего времени отражается искаженная информация о количестве потребителей и, как следствие, неверная стоимость оказанных услуг, что приводит к несвоевременной оплате населением выполненных операторами услуг по вывозу ТКО, – говорится в обращении, которое подготовил Петросовет.
Система, однако.
Временные трудности с неясным итогом
Компания «Автоспецтранс» готова комментировать предъявляемые претензии. Например, в сентябре пресс-служба регионального оператора распространила сообщение под заголовком «Куда девается маржа?», через которое пыталась донести мысль: проблемы, о которых говорят перевозчики, либо надуманные, либо временные. Ответили в компании и на конкретные вопросы «ПТЗ говорит», появившиеся после беседы с подрядчиками.
– Два оператора – в Медвежьегорске и Кеми – сообщили, что объемы отходов, производимых юрлицами, оплачиваются не полностью и в целом есть проблема с учетом количества таких отходов. Согласны ли вы с этим?
– «Автоспецтранс» согласен с данным утверждением. Мы готовы уточнять объемы и вносить коррективы в договоры. Это делается на основании данных, предоставляемых операторами. С теми операторами, которые такие данные нам предоставляют, проблем нет.
Более того, мы знаем о фактах, когда те же операторы Медвежьегорска и Кеми работают в обход регионального оператора (что противозаконно), скрывают объемы и берут деньги напрямую с потребителей - юридических лиц, заключая с ними напрямую договоры (что тоже противозаконно). Эти объемы часто принимаются под видом, что это не ТКО. По всем таким случаям регоператор проводит проверку, по итогам материалы направляются в надзорные органы. К примеру, Кемская ЦРБ отказывается нам оплачивать объемы ТКО, потому что у них заключен прямой договор с УК «САС».
– Операторы-подрядчики жалуются на то, что нормативы накопления и реальные объемы вывозимого мусора отличаются в полтора раза. Будут ли компенсированы затраты перевозчиков?
– Нормативы накопления утверждают органы исполнительной власти нормативно-правовыми актами, их необходимо соблюдать. Один раз в три года эти нормативы пересматриваются, если они не устраивают, их можно оспорить в судебном порядке.
– Все подтвержденные и принятые объемы будут оплачены,
– заявили в пресс-службе регионального оператора.
Точно такое же обещание – оплачивать переработку постфактум – давали и полгода назад, и сейчас. Руководитель петрозаводского МУП «Автоспецтранс» Сергей Мамонов этим обещаниям верит.
– Есть договоренность, что они нам дополнительным соглашением за вывезенный мусор в конце года заплатят. Это устная договоренность, но они все прежние договоренности выполняли, – сообщил Мамонов.
– Еще в апреле 2018 года было совещание в Минстрое Карелии, на котором протокольно были зафиксированы эти позиции – про дополнительные объемы, – сообщила начальник петрозаводского комитета ЖКХ Юлия Мизинкова. – Представитель регионального оператора уже заявил, что на конец года собираются произвести расчеты с операторами по предъявляемым объемам.
– Мы выкручиваемся нормально, работаем. Директор должен с директором договориться. На необходимое мы получаем, – заверил Сергей Мамонов.
Каким именно образом удалось «договориться» директорам двух «Автоспецтрансов», руководитель МУПа не сообщил. Но, очевидно, такие достижения под силу далеко не всем.
– Майские акты выполненных работ только с октября подписали. По 400 кубометров с месяца сняли без объяснения причин, – посетовал Дмитрий Кауров. – Пока достаем деньги из своего кармана, компенсируем за счет других источников дохода.
Председатель Общественного совета по вопросам ЖКХ Александр Чаженгин уверен, что мусорная реформа (затеянная, вообще говоря, во всей России) конкретно в Карелии служит, в первую очередь, получению прибыли.
– Во-первых, платит огромное количество юридических лиц. Во-вторых, платят иные собственники, которые владеют помещениями в жилых домах. Приведу пример. Я – председатель ТСЖ на проспекте Ленина, 18. У нас 25 собственников, при этом 23 квартиры. Есть собственник, который владеет и жилыми, и нежилыми помещениями. За жилое помещение он платит по количеству прописанных, а за нежилое – по отдельному договору.
Так вот, с приходом регионального оператора платеж по нашему дому только от населения увеличился на 20% по сравнению с тем, что было раньше. И дополнительно платят эти собственники-коммерсанты. Фактически количество средств, собираемых с конкретного дома, увеличилось в полтора-два раза. А подрядчик, который непосредственно вывозит мусор, получает деньги строго по нормативу – что называется, за население, – подытожил Чаженгин.
Что касается мусора, собираемого сверх норматива, за него вообще никто не платит. Региональный оператор в ответе нашей редакции отметил, что повышение норматива неизбежно повлечет за собой и рост платы – однако совершенно неясно, кто же тогда доложен отвечать за неучтенные отходы.
О том, что местные компании с приходом ООО «Автоспецтранс» уже сейчас вынуждены работать в убыток, говорит арифметика. Например, согласно цифрам, которые предоставил сам же региональный оператор, в тарифе на вывоз мусора расходы на его транспортирование составляют 415 рублей за кубометр. Для сравнения: управляющая компания «САС» за работу в Кемском районе получает от регоператора менее четырехсот рублей за кубометр. Медвежьегорский МУП зарабатывает примерно ту же сумму – 400 рублей за кубометр. Для Беломорска тариф, правда, уже 600 рублей – но там нет свалки и отходы надо везти в другой район, что многократно увеличивает затраты.
– У нас уже неоднократно ситуация доходила до того, что мы писали уведомления о предстоящей приостановке оказания услуг, потому что на счетах был практически ноль. После этого нам закрывали рот какими-то платежами. Но ситуация продолжается и нарастает как ком,
– рассказала Светлана Ларионова.
Отдельные специалисты уверяют, что, если подходы не изменятся, Карелию ждет мусорная катастрофа: на текущих условиях в следующем году работать просто никто не согласится. Проверить это утверждение можно будет уже скоро: в ноябре ООО «Автоспецтранс» начнет конкурсные процедуры на 2019 год.