По грунтовке к автостраховке: ОСАГО без крутых поворотов
Несложная процедура оформления полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) может превратиться для гражданина в непроходящую головную боль и привести к тому, что он просто не сможет в установленные законом сроки поставить на учет свой автомобиль. Приобретение полиса таит в себе и другие риски: вам могут навязать бесполезные услуги, заставив как следует раскошелиться.
Как заставить страховые компании исполнять российское законодательство и что делать, если вы попались на удочку дополнительных услуг? Руководителю консультативного центра по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» Алене Шеремет не раз приходилось разбираться в конфликтных ситуациях, когда страховые компании использовали разные хитрости, чтобы «отшить» невыгодного клиента. По ее мнению, если следовать определенному алгоритму действий, то страховщики будут бессильны и просто не смогут вам отказать.
Главная сложность в общении с представителями страховых компаний, считает Алена Шеремет, заключается в том, чтобы документально зафиксировать факт отказа в оформлении полиса или навязывания дополнительных услуг. Страховая компания обязана застраховать водителя и по закону не может отказаться заключить с вами договор ОСАГО. Но существует нюанс. На оформление полиса законодательство предоставляет страховой компании один месяц с момента обращения гражданина.
Крайне неохотно компании страхуют начинающих водителей, которые только получили водительские права. По словам Шеремет, случалось, что в консультативный центр обращались граждане, объехавшие весь Петрозаводск и везде получившие отказ в оформлении полиса ОСАГО.
Где-то начинающим водителям предлагали поставить их в очередь, чтобы они смогли обратиться через две недели, где-то говорили, что смогут оформить полис только через месяц. В общем, всячески пытались увильнуть от оформления полиса автогражданской ответственности,
- сказала Алена Шеремет.
По ее мнению, в подобных ситуация существует единственный «железобетонный» способ добиться полиса. Необходимо обратиться в страховую компанию с письменным заявлением с просьбой заключить договор ОСАГО с приложением всех необходимых документов. Список документов можно найти на официальном сайте Центробанка России. Бланки заявлений нетрудно скачать на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Там же есть образец, как следует правильно заполнить документы.
- Только обязательно у себя следует оставить копию заявления, на котором стоит отметка сотрудника компании о том, что документы приняты, и указана дата, - напомнила Шеремет.
По ее словам, ни одна страховая компания в Карелии не отказывала в приеме такого заявления. Главное, чтобы у вас было достаточно времени для оформления полиса. Другими словами, лучше все делать заранее, как минимум за месяц.
В течение месяца водителя обязаны застраховать, потому что выбор страховой компании — это право гражданина. Единственная возможная причина отказа — это если автолюбитель забыл приложить какой-нибудь документ,
- заметила руководитель консультативного центра.
Правда, если речь идет о начинающем водителе, который приобрел автомобиль, и его нужно в течение 10 дней поставить на учет, то, столкнувшись с отказами, гражданин невольно попадает в щекотливую ситуацию. С одной стороны, он честно пытается выполнить требования закона, а с другой, по независящим от него обстоятельствам, сделать это не может. Но и при подобном развитии событий, советует Алена Шеремет, лучше подать заявление в письменном виде, чтобы хотя бы доказать собственную законопослушность, если у ГИБДД возникнут претензии. К сожалению, начинающие водители лишены возможности оформить электронный полис, так как их еще нет в базе Российского союза автостраховщиков.
Многие автовладельцы уже научились обходить дополнительные страховые услуги. Алена Шеремет советует зафиксировать факт навязывания. Для этого можно использовать аудиозапись, сделанную с помощью диктофона, который сейчас есть практически в любом современном мобильном телефоне. Помогает и включение видеозаписи происходящего.
- Если навязывают дополнительные услуги, то вам следует спокойно достать диктофон и попросить под запись повторить требование заключить ненужный вам договор. Обычно сотрудники компании при таком повороте событий становятся менее настойчивыми. Хорошо, если в офисе находятся другие граждане, которые тоже столкнулись с подобными проблемами и стали свидетелями вашего разговора. В этом случае следует обменяться номерами телефонов, записать на всякий случай, как зовут свидетелей и где они живут. Если дело дойдет до суда или придется жаловаться в Центробанк России, который контролирует деятельность страховых компаний, доказательства в виде аудиозаписи разговора или видеозаписи, а также указание на то, что есть свидетели, будут играть существенную роль.
И не надо забывать, что у нас есть право в течение 14 дней отказаться от любого договора страхования. Раньше этот срок составлял 5 дней, сейчас его увеличили до двух недель. В общем, если вам все-таки навязали договор страхования, так как вам срочно нужно было поставить машину на учет в ГИБДД, то вы можете на следующий день прийти в компанию, отказаться от договора и получить обратно страховую премию, - посоветовала Алена Шеремет.
Если ваши права все же нарушены, нелишним будет обратиться с жалобой в службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, позвонить по телефону контактного центра банка — 8-800-250-40-72, направить обращение в РСА или позвонить по горячей линии союза — 8-800-200-22-75.
Обратиться за помощью можно также в консультативный центр по защите прав потребителей, расположенный по адресу: Петрозаводск, улица Луначарского, 13а, кабинет 23 (цокольный этаж, вход с торца здания со стороны озера). Предварительно желательно согласовать время визита по телефону 8 (8142) 561207. Получить консультацию можно и по электронной почте: zpp.rk@mail.ru