«Они не маньяки какие-то». Что ждет нашего моряка в логове пиратов
ЧП произошло еще 5 февраля, однако публичную огласку оно получило только 8 февраля. По первоначальной информации, пираты захватили грузовое судно BBC Caribbean у нефтяного терминала в Гвинейском заливе Атлантического океана в территориальных водах Нигерии. При этом судно шло пустым. Пиратов, однако, интересовал не груз, а люди. В заложники они взяли семерых моряков из России и одного украинца. Среди россиян оказался и 29-летний петрозаводчанин Олег Калинкин, которого дома ждут жена и сын.
По первоначальной информации, в день происшествия к судну подплыла моторная лодка с пиратами, которые открыли огонь. В ответ команда корабля начала отстреливаться. Тем не менее захват состоялся. В то же время в компании Briese Schiffart — владельце судна — сайту РБК рассказали, что в момент атаки огнестрельное оружие по людям не применялось и по судну тоже.
Вооруженные пираты подобрались на лодке, поднялись на борт, захватили экипаж и ушли на лодке в сторону нигерийских берегов,
— рассказал генеральный директор петербургского филиала компании Павел Федулов.
Посольство России уже обратилось к властям Нигерии с просьбой содействовать в установлении местонахождения похищенных с борта судна семерых моряков.
Тем не менее в настоящий момент найти моряков на территории Нигерии практически невозможно, а потому остается ждать, когда сами пираты позвонят и попросят выкуп.
О том, что может ждать моряков, включая нашего земляка, и о современном пиратстве порталу «Петрозаводск говорит» рассказал житель карельской столицы Михаил Вайник. В судоходном бизнесе он работает уже 17 лет, последние два года трудился капитаном судна в международной компании. Несколько лет назад моряки этой фирмы также попали в плен к пиратам и провели взаперти полгода.
Трудно прогнозировать судьбу Олега, - считает Михаил. – В Нигерии этот бизнес достаточно молодой, в отличие от Аденского залива (Йемен), который в последние годы был на слуху и о чем даже снимались фильмы. Там этот заработок был поставлен на широкую ногу – это же транзитный путь из Азии в Европу, то есть большой поток кораблей. Захватывались не отдельно моряки, а целые суда, за них требовались миллионы долларов.
Обычно за людей платят, об убийствах редко слышно, для пиратов это невыгодно. Им бы деньги получить, они не маньяки какие-то. Вопрос в том, как для моряка нахождение в плену потом закончится психологически — это уже зависит от каких-то индивидуальных качеств.
В нашей компании лет семь или восемь назад был захват судна в Аденском заливе, шесть месяцев экипаж провел в плену. Их держали на своем же судне, в одном помещении, отвечающем за управление грузовыми операциями.
- Как они там жили?
- Люди об этом не распространяются, а мы и не расспрашиваем, мы же не журналисты. Но многие из них потом вернулись на работу. Выглядели нормальными, адекватными, смеялись. Иногда, правда, одни сидели и смеялись...
- Каковы вообще риски быть захваченными?
- Это зависит от компаний. Некоторые уделяют вопросам безопасности достаточно высокое внимание. Нанимается вооруженная охрана, проводятся тщательное обучение экипажа, тренировки, «тревоги», выпускаются инструкции. Судно оснащается колючей проволокой, вплоть до того, что по ней пропускается ток, по периметру расставляются пожарные шланги, устанавливаются манекены, которые изображают охранников. А есть судна, где люди ходят в майках, шортах, шлепанцах, полупьяные, такое судно захватить, конечно, очень просто.
Сейчас в Аденском заливе тихо и, видимо, Западная Африка подхватывает флагман этого нелегального бизнеса. Раньше здесь суда не захватывали, просто грабили и брали в плен моряков. Если корабли и нанимали кого-то, то из местных аборигенов, без лицензии и прочего. Но когда в ходе последнего контракта мы два месяца стояли в Йемене, то брали охранниками четырех ребят, они с нами два месяца просидели на борту. Так вот, их командир рассказывал, что их фирма планирует открывать филиал в Нигерии: развивается пиратство, соответственно развивается и охранный бизнес.
- Кто должен заплатить за похищенных ребят?
- Если захватывается судно и оно застраховано, то выплачивает страховая компания. Поскольку это имело такой большой размах, то существует мнение, что между страховыми и судоходными компаниями имеется сговор. Не знаю, так это или нет, но слышал об этом не раз. Непонятно и то, почему с этой проблемой на международном уровне ничего не решается. Мне кажется, при желании разобраться с парой десятков полуголых аборигенов со ржавыми «калашами» для современного общества не составило бы большого труда. Но почему-то они могли контролировать полмира.
- И как у них это получалось?
- Угоняли десятками суда, держали их в секретном месте, которое никто как бы не мог найти. Но при этом американцы могут тебе из космоса заглянуть в блокнотик и увидеть, что ты там пишешь. В общем, есть ощущение, что это кому-то выгодно. Кто платит, если захвачено не все судно, а только моряки, – я не знаю.
- Оплачиваются ли морякам риски?
Международными правилами никак не предусмотрена дополнительная оплата за пребывание в зоне риска, но некоторые компании могут предложить бонусы. Наша компания за это не доплачивает. Но теоретически можно отказаться от работы, например, если судно меняет направление и идет в не оговоренное контрактом место. Я сталкивался с подобным, правда, там люди боялись не пиратов, а вируса Эболы, когда он свирепствовал.
Добавим, что владелец судна BBC Caribbean, которое было захвачено 5 февраля 2017 года, - немецкая судоходная компания Briese Schiffahrt, а оператор — немецкая BBC Chartering. Построено судно в 2008 году в Китае и имеет длину 116 м.
Добавим, что это не первое нападение пиратов на судна с российским экипажем в Гвинейском заливе за последнее время. Так, 24 ноября 2016 года здесь же было захвачено судно Saronic Breeze с 20 моряками — 18 россиянами и двумя украинцами. 29 ноября пираты покинули судно, захватив с собой трех моряков. Через месяц они были освобождены.
Портал «Петрозаводск говорит» следит за развитием ситуации.