На воде жить, по воде плыть, или Почему важно готовить лодку зимой
На десять жителей Карелии приходится в среднем одно озеро. Это не выдумки, это статистика. Посчитайте сами – в Карелии 62 тысячи озер, и более 625 тысяч человек. И это мы еще 25 тысяч рек не считали. Нет в России более водного края, чем Карелия. Да и в Европе поищи еще такое количество воды. В Финляндии разве что.
Тем не менее, из кранов в большинстве городов и поселков течет непригодная для питья вода. Но это еще полбеды. Мы живем на воде, но, как правило, предпочитаем смотреть на нее с берега. У многих ли есть катер или лодка?
В Финляндии все по-другому. На каждом озере, на каждой реке обустроены причалы и водные стоянки, на которых базируются сотни и тысячи судов самых разных мастей – лодки, катера, баркасы, буксиры, яхты и даже целые дома-дебаркадеры.
И дело тут не в том, что уровень жизни в Финляндии выше – дескать, могут себе позволить. Достаточно посмотреть на каких развалюхах-машинах ездят многие финны.
Дело в том, что в Финляндии развит культ жизни на воде. В Суоми лодка, катер или яхта – такой же обязательный атрибут для многих как сауна. Причем лодкам зачастую отдается предпочтение, ведь они не просто средство передвижения, а средство, если хотите, удовольствия. Так почему же в Карелии не так?
Я задаю этот вопрос директору техно-торгового центра «Адреналин» Михаилу Суханову. Миша классный рыбак и мой хороший товарищ, который давно и успешно занимается бизнесом, связанным с продажей лодок, моторов и оборудования к ним.
В Финляндии он тоже частый гость, лично знаком со многими финскими поставщиками оборудования для отдыха на воде. Привез в Россию немало моторов и лодок именно из Суоми.
- Не люблю слово «директор». Давай я лучше буду идейным вдохновителем, - поправляет сразу Михаил. – Мы ведь не совсем «купи-продай», наши клиенты – наши друзья. Вдохновлять и помогать сделать правильный выбор, а не просто продать, – вот наша философия.
Не поверишь, но самое большое удовольствие получаю не от продажи лодки или мотора, а потом уже, когда наши клиенты узнают меня где-нибудь в продуктовом магазине и благодарят. Я порой даже не знаю, кто это, а они благодарят.
- Чем же ты их пленил? Ведь ты продаешь те же лодки, моторы, прицепы, амуницию?
- Не совсем так. Мы не просто продаем оборудование для рыбалки и отдыха на природе. Мы подбираем именно то, что нужно конкретному человеку – рыбаку ли, просто путешественнику или любителю водных прогулок. Составляем портрет человека, узнаем его интересы, увлечения, возможности, пожелания. Спрашиваем, куда он ездит, как отдыхает. И подбираем «под ключ» – конкретную лодку, мотор к ней, дополнительное оборудование, прицеп, чтобы все это возить. Ну и конечно, тысячи сопутствующих аксессуаров. У нас, например, есть все для троллинговой рыбалки, все для снабжения катеров. Мы подберем правильные вещи, а не так называемый «колхоз».
Зачем, например, делать держатели для спиннингов из канализационных труб, если есть специальные удобные держатели. Герметики, заклепки, крепеж, сиденья, петли, застежки, замки – все это наша стихия, мы об этом все знаем и избавим нашего клиента от головной боли по поводу выбора.
Людям не придется мучиться и самим собирать конструктор, за него это сделаем мы, причем сделаем без дополнительных затрат, ведь мы ничего лишнего, как говорится, не впариваем. И цены у нас реально ниже. Мне даже частники с Авито (сайт объявлений – прим. ред.) звонят и говорят, что я наглею, занижая цены.
- То есть ты продашь человеку лодку подешевле, даже если он готов купить целый катер подороже?
- Продам и даже сам посоветую это сделать, если буду понимать, что этот катер ему не нужен – не собирается он, скажем, бороздить онежские просторы. Мне важно, чтобы потом этот же человек (а потом и его друзья) обратился ко мне за советом, а не рассказывал всем, что его развели на ненужную вещь. Мы ведь продаем удовольствие, вещи для души. Здесь нельзя разочаровать.
Глобальная перспектива – мы хотим, чтобы Карелия стала по-настоящему водным краем, чтобы судоходство, водный отдых у нас стали такой же традицией, как в Финляндии. Конечно, с нашим участием.
- И все-таки почему у нас нет такого культа воды, как у финнов? Власть виновата? Не строит причалы, яхт-клубы?
- Власть здесь не причем, хотя, конечно, инфраструктура слабая. Все от нас идет. Вот как ты думаешь, многие ли жители Карелии были на Кижах?
- Думаю, хотя бы раз, но почти каждый был.
- Вот – хотя бы раз. А многие ни разу не были. А ведь это час по воде из Петрозаводска! Всего час и ты на острове – смотришь памятники, ЮНЕСКО. Китайцы толпами за тридевять земель летят Преображенку увидеть, а мы из Петрозаводска «хотя бы раз» приехать не можем.
Повторюсь, вопрос не только в цене. На юг отдыхать ездим, машины покупаем. Здесь именно ментальность наша. Нет, у нас в Карелии привычки водных поездок и путешествий. Кижи лишь пример, в Карелии столько мест, куда можно только по воде добраться. Фантастических мест. Только Онежское озеро чего стоит! Второй в Европе пресный водоем после Ладоги, которая опять же в Карелии. Бескрайние просторы, красота! Тут вопрос философии. Жить на озере и не пользоваться им, я считаю, преступление против себя же.
- И какой выход? Прийти к тебе и купить лодку?
- Это, конечно, правильный выход (смеется), но покупка лодки – полдела. Тут увлечься надо. Вот у нас в компании все люди увлеченные. В нашем коллективе все на воде – мы все рыбаки, туристы, путешественники. Не побоюсь сказать, что мы фанатики этого дела. Продажа лодок, моторов, аксессуаров – тот случай, когда работа совпала с хобби.
Но мы ведь не только продаем, у нас есть серьезный сервис. Мы одни из немногих в Карелии, кто реставрирует лодки, катера. Нам привозят корпус какой-нибудь старой «Казанки» - мы его доводим до ума, подгоняем под клиента.
Хочет он, чтобы столик стоял там, а стаканы для спиннингов тут – пожалуйста, хочет тент сделать – мы поможем, покрасим, как надо. В общем, прокачаем его «Казанку» так, как сделали бы для себя.
- И все же лодка и катер удовольствие не из дешевых для широких масс..
- Мы работаем с разными людьми. Можем помочь деревенским бабушкам-дедушкам подобрать недорогой вариант, либо отремонтировать их старый катер. Но основные наши партнеры, ты прав, – так называемый средний класс. Весь комплект – лодка, мотор, оборудование – стоят как недорогой автомобиль. Если же человек готов серьезно заниматься, то хороший комплекс с катером за миллион рублей перевалит. Но это стоит того! Повторюсь, мы ведь не боимся покупать за такие деньги машины, но они всего лишь средство передвижения, здесь же средство, повторюсь, еще и удовольствия.
- За окном январь. А мы о лодках.
- Когда лето придет, надо о снегоходах думать. Не зря же говорили, что телегу зимой надо готовить. Именно сейчас есть время подумать, выбрать, посоветоваться, воспитать в себе моряка (смеется).
Я уверен, что рано или поздно мы придем к этой философии жизни на воде. Хотелось бы, чтобы рано.