26 апреля 2018, 07:00

Мусорный приход: в Карелии изменится система обращения с отходами

Платить за вывоз ТБО придется региональному оператору, и не с квадратных метров, а с человека.

Редкий брифинг в региональном правительстве собирает столько журналистов, сколько пришло послушать о новой системе обращения с коммунальными отходами. Тема эта непростая и болезненная. С одной стороны, появление в Карелии регионального оператора – требование федерального законодательства; с другой стороны – к оператору этому имелось множество вопросов, задать которые до вчерашнего дня не представлялось возможным.

«ПТЗ говорит» уже писал о нововведениях. С 1 мая за сбор, вывоз и утилизацию мусора в регионе отвечает одна компания – ООО «Автоспецтранс», находящаяся, по сути, в собственности республиканских властей. Она единственная, кто заявился на конкурс по выбору регионального оператора. Однако компания эта самостоятельно вывозить сотни тысяч тонн отходов со всей Карелии не сможет. Соответственно, ей нужны подрядчики – фирмы, имеющие в своем распоряжении мусоровозы и персонал. Они-то и подняли шум, сообщив, что из-за новых правил Карелия попросту утонет в мусоре.

Например, руководители сортавальской и костомукшской транспортных компаний заявили, что утвержденные для них тарифы не позволят не то что эффективно работать, а просто даже выплачивать людям зарплату. Специалисты критиковали установленные Минстроем нормативы накопления мусора; даже председатель комитета ЖКХ  петрозаводской мэрии Юлия Мизинкова признала, что сделанные для карельской столицы расчеты в полтора раза ниже реальных потребностей города. Дошло до абсурда: за две недели до введения новых правил стало известно, что в конкурсной документации на уборку Петрозаводска и Прионежского района забыли упомянуть Ключевую.

В общем, приход регионального оператора с самого начала сопровождался скандалом. Снять напряжение пытались накануне министр строительства и ЖКХ Олег Ермолаев и директор ООО «Автоспецтранс», бывший замдиректора «Корпорации развития» Иван Новиков.

«Проделана огромная работа: запущен сайт»

Новая система обращения с отходами коснется каждого жителя региона. Начнем с того, что теперь вывоз мусора является не жилищной, а коммунальной услугой. Соответственно, плата будет начисляться не с площади помещения, а с каждого прописанного в нем человека. С одной стороны, это вполне логично – мусор производят люди, а не квадратные метры.

С другой стороны, тысячи карельских семей ждет неприятный сюрприз.

Как рассказал Олег Ермолаев, с 1 мая 2018 года каждый обитатель многоквартирного дома должен будет платить региональному оператору 93,9 рубля в месяц. Для индивидуальных домов расценки чуть ниже: 84,8 рубля. Много это или мало? Для одинокого человека, живущего в большой квартире, – несомненная выгода. Но семья из трех-пяти человек сразу влетает на приличную сумму.

Откуда взялись эти цифры? Министерство строительства Карелии в 2018 году установило норматив накопления: чуть более двух кубометров в год на жителя многоквартирного дома и чуть менее двух кубометров – для обитателя частного фонда. То есть специалисты посчитали, что именно столько мусорят жители Карелии, и цифра эта ниже средней по России. Тариф за вывоз каждого кубометра – 538 рублей. По словам министра, такой тариф существовал в регионе еще 2016 году.

– Указанный тариф будет действовать на территории республики с 1 мая 2018 года, – подчеркнул Олег Ермолаев.

Таким образом, с каждого жителя республики ООО «Автоспецтранс» за год получит примерно 1080 рублей. В общей сложности – почти 650 миллионов рублей. Действительно, был повод заявиться на аукцион.

– С 19 февраля региональный оператор приступил к своей работе, – рассказал директор предприятия Иван Новиков. – Проделана огромная работа; запущен сайт регионального оператора, проведена работа по сбору данных о потребителях…

Новиков рассказал о том, что с помощью Единого расчетного центра проинформировали граждан об изменениях. При этом еще в понедельник журналист портала «Петрозаводск говорит» спрашивал руководителей управляющих компаний карельской столицы, поступили ли им предложения заключить договор от регионального оператора. ООО «Автоспецтранс» должно было разослать такие предложения в течение месяца с момента получения нового статуса. Присутствовавшие на планерке в мэрии коммунальщики ответили отрицательно. Иван Новиков заявил, что управляющие компании всё знают  и просто лукавят перед журналистами. А заключить договор с регоператором – установленная законом обязанность.

Сверхсекретные материалы

Мы уже писали о том, что ООО «Автоспецтранс» – компания с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Журналисты поинтересовалась: есть ли у регионального оператора по обращению с ТКО своя техника?

– Сам региональный оператор не занимается вывозом мусора. Он организует эту деятельность посредством торгов. У нас нет необходимости иметь контейнеры и технику. Но компания обеспечена достаточными средствами, в случае необходимости может приобрести контейнерный парк, технику, – ответил Иван Новиков.

Логично встал следующий вопрос: сколько же у компании денег?

– Это коммерческая тайна. Мы обладаем достаточными средствами для организации нашей деятельности. Мы привлекли заемные деньги и банковскую гарантию,

– отрезал директор ООО «Автоспецтранс».

Так или иначе торги по выбору подрядчиков уже проведены, общая сумма контрактов составила 426 миллионов рублей. Правда, не очень ясно, кто в ближайшее время будет убирать мусор в Костомукше и Муезерском районе. Одна из фирм подала жалобу в антимонопольную службу, и на время проверки ФАС приостановила заключение контракта. Решение надзорного органа еще не вынесено.

Журналисты больше часа задавали вопросы директору «Автоспецтранса» и министру строительства. Главных было несколько. Во-первых, куда пойдет значительная разница между тарифами для регоператора и для подрядчиков? К примеру, в Сортавале компания, которая будет непосредственно вывозить мусор, заработает с кубометра 280 рублей. Утвержденный на республиканском уровне тариф, напомним, – 538 рублей. Хороший остается «осадочек».

Иван Новиков объяснил, что их «маржа» пойдет в первую очередь на оплату утилизации отходов. Перевозчики, правда, считают совсем иначе и прямо называют регионального оператора посредником для сбора денег. Например, директор костомукшской компании по обращению с мусором «МСА» Анатолий Михайлов заявлял, что выделяемых подрядчикам средств на зарплаты не хватит. Отсюда следует другой вопрос: не получится ли с перевозчиками та же история, что приключилась с карельскими ДРСУ? Они, напомним, полетели под откос после того, как компания «Ремстройкомплект» начала распоряжаться средствами на содержание региональных дорог.

Министр строительства Карелии уверен, что специалисты, которые говорят о нехватке денег, просто набивают цену.

– Стоимость работ вырабатывалась не очень просто. Но был применен единый механизм для всех организаций, работающих в этой сфере. Если ранее мусор вывозили в маленьких объемах, то теперь будут возить в КамАЗах по 12-16 кубов – это более рентабельная форма вывоза ТКО, – ответил Олег Ермолаев.

– Мы заложили достаточно средств на заработную плату, на замену шин, на накладные расходы – с запасом! Всеми участниками конкурсных процедур эта стоимость принята.

Прозвучал на брифинге и вопрос о том, как из конкурсной документации исчез целый микрорайон.

– Была допущена техническая ошибка, которая исключила район Петрозаводского городского округа из лотов. Региональный оператор ее тут же исправил в рамках разъяснения аукционной документации. В рамках законодательства это допустимо, – ответил Иван Новиков.

Он, кроме прочего, рассказал, что в Карелии на сегодняшний момент выявлено 130 несанкционированных свалок. Там лежит 350 тысяч кубометров мусора. Это при том, что в четырех районах (Пудожском, Муезерском, Лахденпохском, Беломорском) санкционированных свалок просто нет – мусор придется возить за много километров. Соответственно, возникает вопрос о создании нормальной инфраструктуры, в том числе  для организации раздельного сбора отходов и его переработки.

– Планы такие есть. Законодательство предусматривает постепенный переход на переработку мусора. Через десять лет мы должны большую часть мусора не сжигать, а перерабатывать.  Что касается сортировки и раздельного сбора, этот вопрос в качестве задачи стоит, но не сразу. Предусмотрено на территории республики несколько сортировочных площадок, – рассказал министр строительства.

За чей счет это будет сделано? Олег Ермолаев «обрадовал» граждан, сообщив, что затраты будут заложены в тариф в качестве инвестиционной составляющей – правда, «в будущем» и всего лишь «возможно». А вот то, что плата за вывоз мусора вырастет уже в следующем году, – это факт: тариф обещают проиндексировать.

То, что в системе обращения с твердыми отходами Карелии появились дополнительные люди, готовые собирать деньги, но не готовые их вкладывать в развитие отрасли, – тоже факт: министр Олег Ермолаев ясно дал понять, что ООО «Автоспецтранс» не имеет средств для инвестиционных проектов. Немного пугает, что фактическим владельцем регионального оператора является АО «Корпорация развития» – структура, умеющая только проедать деньги. Очень хочется, чтобы ее «дочка» не стала ей конкурентом в этом приятном деле.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".