24 июля 2018, 07:00

Молочные продукты изменят названия и маркировку

Что произойдет с вступлением в силу изменений в «Молочный регламент»?
Автор:  Редакция

С 15 июля вступили в силу изменения технического регламента «О безопасности молока и молочной продукции». Главное нововведение – уточняется понятие и классификация молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира: теперь таким продуктам запрещено использовать «молочные термины» и их сочетания. Продукция с растительными жирами в названиях не должна содержать слов: «молоко», «масло», «сметана». Также молочные термины исключаются из товарных знаков, маркировки и с этикетки таких продуктов. Роскачество объясняет, как теперь будут называться и выглядеть молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира.

Как будут называться молочные продукты

По новым правилам из названий молокосодержащих продуктов должно быть понятно, что они содержат заменители молочного жира. В обновленном техрегламенте буквально так и написано: «В наименование должны быть включены слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», а также информация о технологии их производства».

Например, на том, что раньше можно было называть «сыр», теперь будет написано «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сыра».

Зачем это нужно

В ноябре 2017 года Евразийской экономической комиссией, в которую входят эксперты России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, был принят закон, согласно которому производители, использующие растительные жиры, стабилизаторы и консерванты, обязаны прекратить использовать такие названия, как «сметанный продукт», «творожный продукт» и прочие. Изменения были инициированы, разработаны и приняты, в том числе на основании исследований Роскачества для того, чтобы более полно реализовать право покупателя на достоверную информацию о продукте.

Потребители должны без проблем определять, что перед ними – традиционный молочный товар или похожий на него продукт с растительными жирами. И осознанно принимать решение о покупке.

Когда это случится

Закон вступил в силу 15 июля, однако в ближайшие дни никаких изменений на полках магазинов не произойдёт. В Евразийской комиссии был утверждён переходный период для производителей, чья продукция содержит растительные жиры в составе. У предприятий есть 180 дней на то, чтобы изменить упаковку и оформить новые декларации на продукцию с изменёнными названиями и маркировкой.

Таким образом, производители и торговые операторы за этот срок должны определиться: производить свои торговые марки только из молока и сохранить прежние, «молочные» названия, или продолжить изготавливать продукцию с добавлением растительных жиров и поменять наименования продукции и этикетки, избавившись от молочный ассоциаций и связанных терминов.

Ожидается, что первые продукты в новой – честной – упаковке появятся на прилавках осенью. А полный переход произойдёт ближе к середине 2019 года, когда из оборота выйдут молокосодержащие продукты с большим сроком годности.

Как будет выглядеть упаковка

В обновлённом техрегламенте указаны размеры надписей для продуктов с заменителем молочного жира. Так, обязательная часть наименования, содержащая фразу «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» и информацию о технологии производства продукции, должна быть нанесена шрифтом не менее 2,5 миллиметров. Также введена обязательная надпись «Содержит растительные масла», размером не менее 3 миллиметров.

Важное дополнение: в документе чётко говорится, что обе надписи должны стоять на лицевой стороне упаковки или этикетки и быть контрастными, то есть легко читаться.

Чтобы наглядно увидеть, как будет работать новый закон, мы взяли три молокосодержащих товара с заменителем молочного жира и перерисовали их упаковку в соответствии с новым регламентом. Вот что получилось.

Масло «Крестьянское»

Это «масло», которое теперь маслом называться не сможет, так как в этом продукте содержатся растительные жиры, что следует из подписи «растительно-сливочное». Руководствуясь новыми правилами, мы убрали с упаковки крупную надпись «масло», добавив взамен необходимые указания о содержании заменителей молочного жира и способе производства. Надпись «Крестьянские рецепты» пришлось оставить – хоть это и стойкая ассоциация с настоящим сливочным маслом, вряд ли название этой торговой марки можно назвать молочным термином.

Творожный продукт «Фермерский»

Другой пример – присутствующий сейчас на рынке «творожный продукт», который, по новым правилам, должен будет убрать с упаковки этот молочный термин, заменив его на полное написание «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведённый по технологии творога». Также на упаковку добавляется указание о содержании растительных масел. К сожалению, надпись «фермерский» в названии производитель имеет право оставить, хотя это маркетинговая уловка, которая ровным счётом ничего не означает. Как мы писали в одном из материалов, наличие этого слова сейчас ровным счётом ничего не означает и ничего не сообщает покупателю. Так сложилось, что покупатель охотнее берёт с полки продукт именно с этой надписью, поэтому рекламисты и маркетологи этим пользуются. С явлением маркетинговых уловок Роскачество тоже борется и выступает за их запрет.

Внешний вид упаковки продуктов в колонке «после» – это предположение, основанное на новых правилах маркировки. Определённо, дизайнеры и маркетологи компаний-производителей будут искать решения, как соблюсти закон и при этом максимально выгодно показать свой товар. Впрочем, и на наших примерах видно, что даже совсем нехитрых действий достаточно, чтобы разница не сильно бросалась в глаза. Так что главное правило выбора продуктов остаётся неизменным – нужно внимательно читать упаковку и актуальные исследования Роскачества.

 

В чем разница между оригинальной молочкой и той,
которая содержит заменитель молочного жира

Замена молочных жиров растительными – это удешевление продукции. Заменяя один ингредиент другим, производитель экономит на сырье и, таким образом, зарабатывает больше. В каждом исследовании молочной продукции, которое проводило Роскачество, были обнаружены такие факты:

- при исследовании сливочного масла обнаружено 10 торговых марок с заменителями молочного жира;

- в исследовании кефира 4 торговые марки содержали растительный жир в составе;

- исследование молока показало, что 3 торговые марки заменяли молочный жир растительным;

- при исследовании мороженого заменители молочного жира были найдены у 2-х торговых марок;

- среди исследованной сметаны 1 торговая марка содержала в составе растительные жиры.

Вся исследованная молочная продукция, где содержались растительные жиры, но об этом не было сообщено на упаковке, не рекомендовалась Роскачеством к покупке, так как её маркировка вводит покупателей в заблуждение. Кроме того, что при покупке такого товара потребитель получает вовсе не то, что написано на этикетке, он ещё и зачастую переплачивает. Среди нарушителей нередко встречались товары, которые стоили, как дорогая качественная продукция из натуральных ингредиентов, хотя на деле она была приготовлена из более дешёвых ингредиентов.

Что ещё нужно знать

Вопреки устойчивым стереотипам, растительные масла в качестве заменителей молочного жира – это далеко не всегда опасно. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что продукты с заменителем молочного жира безопасны, в случае если это не частично гидрогенизированные масла. Частично гидрогенизированные масла содержат большое количество трансжиров, чрезмерное потребление которых ВОЗ считает одним из рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти. Однако стоит отметить, что гидрогенизированные масла прежде всего используют при производстве маргарина для промышленности, выпечки на основе него, изделий во фритюре и других продуктов с большим сроком годности.

Если совсем коротко, то между настоящим молоком и тем продуктом, который похож на него и произведен с добавлением растительных масел, обычно нет разницы с точки зрения безопасности, если оно приготовлено добросовестно. Но следует ещё раз подчеркнуть: промышленное производство молочки с заменителями молочного жира обходится дешевле. А значит и цена на неё должна быть ниже. И главное – покупатель должен знать об этом.

Источник