22 января 2018, 07:00

Городские троллейбусы спасет мобильное приложение? Блажен кто верует

Водителей не хватает, выручка падает, машины дышат на ладан, руководство уповает на виртуальную реальность.  

После того как рядовые сотрудники ПМУП «Городской транспорт» встретились с журналистами и рассказали, что, по их мнению, последние события, связанные с перекройкой маршрутной сети и повышением платы за проезд, приведут к уничтожению троллейбусного движения в городе, с нашей редакцией связался и.о. руководителя муниципального предприятия Иван Владимиров. Как выяснилось, Владимиров видит перспективы троллейбусного предприятия в более светлых тонах.

На чем основан оптимистический прогноз руководителей ПМУП «Городской транспорт»? Об этом подробно рассказали Иван Владимиров и начальник службы движения Денис Архипов.

Владимиров назвал сильно преувеличенными сообщения о том, что в троллейбусном управлении серьезно упала выручка.

- Выручка, конечно, упала, но незначительно, - сказал он.

По его словам, если до 25 декабря 2017 года, когда троллейбусы ходили по прежним маршрутам, в день предприятие зарабатывало 590-600 тысяч рублей, то после новогодних праздников в будние дни выручка составляет около 550 тысяч рублей.

Другими словами, потери троллейбусного управления в месяц варьируют от 1,5 до 1,2 миллиона рублей. И это с учетом повышения платы за проезд.     

- Падение на 50 тысяч — это, конечно, существенно, но не так сильно, - считает Иван Владимиров.

Он отметил, что сейчас ведется ежедневный мониторинг ситуации, и не исключено, что транспортная схема и расписание движения троллейбусов будут откорректированы. Если верить Владимирову, и руководство предприятия, и городская администрация делают все, чтобы сохранить в Петрозаводске троллейбусное движение. В подтверждение своих слов он привел несколько примеров.

Во-первых, в Петрозаводске пытаются запустить интернет-приложение «Умный транспорт», позволяющее в режиме онлайн следить за передвижением городских троллейбусов. Так как система Глонасс не на всех машинах оказалась в работоспособном состоянии, воспользоваться «Умным транспортом» можно будет в лучшем случае в конце января.

Второй аргумент — это запуск исторического троллейбуса с телевизором и архивными фотографиями, рассказывающими об истории предприятия. Акция «счастливый билет», позволяющая получить взамен билета с одинаковыми цифрами проездной,  стала третьим и последним «железным» аргументом в пользу устойчивости предприятия.

Заводить речь об уничтожении троллейбусного управления нет смысла,

- заключил Владимиров.

Он согласен, что повышение платы за проезд до 25 рублей — шаг непопулярный, но неизбежный (при себестоимости поездки в 37,48 рубля, мэрия утвердила тариф в 30,28 рубля). Конечно, после повышения пассажиропоток уменьшился. Этого никто не отрицает.   

- Для того чтобы объехать мост на Мерецкова, нам пришлось пустить транспорт через улицу Красноармейскую. К сожалению, другого альтернативного пути следования на данный момент не существует, так как мы ограничены контактной сетью, - объяснил Денис Архипов то, что сейчас троллейбусные маршруты частично дублируют друг друга.

Средний вес троллейбуса, по его словам, 10-12 тонн, автобуса средней вместимости - 7,5-8 тонн. Почему мэрия своему "родному" предприятию запретила ездить по мостам в районе Луначарского и Мерецкова с 25 декабря 2017 года, а пятитонное ограничение для маршрутных автобусов планируется ввести только с 12 февраля 2018 года? Откуда такое предпочтение маршруткам? Госпоже Мирошник кажется, что частные автобусы для петрозаводчан важнее, чем муниципальные троллейбусы? Или она банально лоббирует чьи-то коммерческие интересы, невзирая на вопли возмущенных граждан и упреки рядовых сотрудников муниципального предприятия, которое считает убытки?

У руководства троллейбусного управления ответов на эти вопросы нет. Архипов сказал, что на предприятии были вынуждены выполнить распоряжение мэрии об изменении маршрутной сети.

Ситуация с подвижным составом даже не грустная, а катастрофическая. Дополнительных троллейбусов, которые вроде бы обещало правительство Москвы, Петрозаводск так и не получил. Сейчас 9 троллейбусов стоит со сломанными редукторами. Замена каждого обойдется предприятию в 400 тысяч рублей. Пока таких средств у ПМУП «Городской транспорт» нет. Ни в 2016, ни в 2017 году автопарк предприятия не обновлялся. В прошлом году удалось капитально отремонтировать 10 машин. При этом 70% троллейбусов уже давно нужно бы списать «на пенсию».    

Если в 2017 году расписание составлялось под 68 троллейбусов, то в этом году количество машин на ходу сократилось до 60.  Соответственно, сократился и штат водителей — со 170 до 150 человек. Денис Архипов согласен, что физическое сокращение транспорта и водителей не могло не отразиться на расписании и интервалах между троллейбусами.

Он назвал период с 25 декабря «провальным».

Во время новогодних каникул не хватало 30-40 водителей, которые находились на больничном или в отпуске. В итоге маршруты, как выразился Архипов, банально не удавалось «занарядить». В связи с тем что водителей не хватало, диспетчеры пытались более равномерно распределить троллейбусы по маршрутам.

Понятно, что пассажирам приходилось дольше ждать или отдавать предпочтение автобусам. Подобные сбои, подтвердили в троллейбусном управлении, происходят регулярно. В этом году предприятие совместно со службой занятости планирует обучить группу водителей. Но пока это только прожекты.

Что же получается? Троллейбусное управление терпит убытки, водителей не хватает, подвижной состав стареет, история с ремонтом мостов может затянутся на годы. Откуда руководители муниципального предприятия черпают свой оптимизм?

Сейчас мы видим положительную динамику, выручка у нас растет. Возможно, и текущее расписание, и схема движения будут пересмотрены. Нужно понаблюдать хотя бы в течение месяца… Все-таки в этом году до конца месяца будет запущено мобильное приложение «Умный транспорт», можно будет следить за движением троллейбусов,

- объяснил Иван Владимиров источник позитивного настроя. 
 
- Вы издеваетесь? Зачем приложение, если людям стало неудобно передвигаться на троллейбусах? – уточнил журналист. 

- Почему издеваюсь? Я думаю, для студентов и молодого населения это будет очень актуально, - уверен Владимиров. 

Он надеется, что в феврале выручка троллейбусного управления вернется к прошлогодним показателям. 

«Наши пассажиры должны вернуться к нам», - в заключение сказал он. 

Пока же возле аварийных мостов уже появились знаки, ограничивающие передвижение большегрузных машин. Они стыдливо прикрыты темными мешками, так что сложно судить, машинам какой тоннажности запретят проезд. Очевидно только то, что «рогатым» здесь не место.  

По проспекту Ленина унылой вереницей движутся троллейбусы с несколькими пассажирами в салоне. Они напоминают обреченных больных, которые отчаялись сопротивляться административному ресурсу, решив принять неизбежное.

Возможно, конечно, мы ошибаемся, и мобильное приложение «Умный транспорт» вдохнет новую жизнь в троллейбусное движение. Но, мне кажется, пока у нас не появится приложение «Умная и честная власть», ждать чуда от виртуального пространства бессмысленно.

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.