15 января 2018, 16:54

Уничтожение троллейбусов входит в активную фазу

Не исключено, что карельская столица останется без электротранспорта уже в этом году.

Муниципальное предприятие «Городской транспорт» напоминает стойкого оловянного солдатика. Уже не раз предпринимались целенаправленные попытки лишить карельскую столицу электротранспорта. Но какое-то чудо в последний момент спасало предприятие от неминуемого банкротства, к которому планомерно подводили троллейбусное управление. 

Но 2018 год петрозаводским троллейбусам скорее всего не пережить. Столь нагло и открыто ПМУП «Городской транспорт» в финансовую яму еще никогда не толкали. Широкомасштабная операция по ремонту петрозаводских мостов, не исключено, рассчитана на полную ликвидацию «рогатых». Во всяком случае и работники троллейбусного управления, и пассажиры, наблюдающие за победным шествием «маршрутчиков», уверены, что петрозаводская власть нацелена на полное и окончательное уничтожение безопасного, удобного, вместительного, экологичного вида общественного транспорта.  

В объезд 

25 декабря 2017 года, когда петрозаводские троллейбусы изменили свои маршруты, можно считать началом конца. Словно нарочно это решение было принято перед новогодними каникулами, когда пассажиропоток многократно возрастает.

Официальным поводом для того, чтобы перекроить троллейбусную маршрутную сеть, стало тревожное состояние четырех мостов, которые городская власть планирует когда-нибудь отремонтировать.

В связи с этим были введены ограничения по тоннажу. 

Главными пострадавшими в этой ситуации стали троллейбусы, которые пустили в обход, по другим маршрутам. Причем маршруты были составлены так ловко, что на значительных промежутках троллейбусы стали друг друга дублировать. Пассажиры были вынуждены покинуть транспорт, в один миг ставший неудобным. 

Решение повысить плату за проезд в троллейбусах до 25 рублей, которое накануне новогодних праздников приняли петрозаводские депутаты, окончательно отбило охоту у петрозаводчан пользоваться муниципальным транспортом. Скорее всего, это было сделано для верности, чтобы окончательно добить троллейбусные перевозки. Так сказать, контрольный выстрел в голову.   

Пассажиры, которые со стороны наблюдают, как власть уничтожает троллейбусы, конечно, возмущаются. В соцсетях множатся комментарии петрозаводчан, которые рассказывают, как по аварийным мостам, куда троллейбусам закрыли путь, преспокойно ездят переполненные автобусы и тяжелые грузовики. Форумы пестрят сообщениями о том, что городская власть сознательно уничтожает троллейбусы, чтобы обеспечить монополию частным автоперевозкам. 

Способы «отжима» 

Не сомневаются в этом и работники ПМУП «Городской транспорт», с которыми нам удалось встретится в диспетчерской на улице Лыжная.    

- Самый эффективный способ отжима выручки у троллейбусного управления это когда автобус поджидает троллейбус, а потом двигается по его маршруту, отбирая пассажиров. После того как цена проезда в троллейбусах поднялась до 25 рублей и выровнялась с автобусными перевозками, мы стали работать с минусом. Все горожане говорят, что закрытие мостов — это выдавливание троллейбусного движения из города. Мы уже месяц работаем с минусом, мы катаемся себе в убыток, у нас сейчас не троллейбусный маршрут, а какая-то обзорная экскурсия по городу. Выручки никакой, - сказал водитель троллейбуса с 30-летним стажем Владимир Амосов.

Еще более резко высказалась пенсионерка Эля Боуфал, сорок лет отработавшая в троллейбусном управлении и возглавлявшая службу движения. 

- Последние события наводят на мысль, что предприятие хотят совсем развалить. Пассажиры все возмущаются, все понимают, что хотят закрыть троллейбусы. Город лишится почти 700 рабочих мест. Я организацией движения занималась много лет и прекрасно вижу, что происходит. Мосты закрыли, набитые людьми маршрутки по ним ходят, большегрузные машины по ним ездят, а троллейбусам почему-то нельзя. Причем никто не знает, когда ремонт начнется. Еще ждут, когда выделят федеральные деньги. Я как специалист в организации движения не понимаю, как можно было все троллейбусы пустить по проспекту Невского и Ленина. Не удивительно, что троллейбусы ходят пустые, возят воздух. Конечно, это специально делается, чтобы предприятие не получило никаких денег. Будет оправдание, чтобы его ликвидировать, - убеждена Боуфал.

Она уверена, что, в связи с новой, неудобной для пассажиров троллейбусной маршрутной сетью, плату за проезд нужно было не повышать, а, напротив, снижать до 15 рублей. 

А они сделали 25 рублей. Это насмешка над коллективом троллейбусного управления и над пассажирами,

- считает она.

Эля Боуфал не понимает, как будут перемещаться студенты, школьники, пенсионеры, петрозаводчане с колясками, с тяжелыми сумками, если троллейбусы исчезнут с наших улиц.  

- В маршрутку с коляской вы не залезете. Я сама езжу на дачу с рюкзаком и большой сумкой. Мне в маршрутку даже зайти с ними сложно, - сказала пенсионерка.

Работники троллейбусного предприятия утверждают, что помимо нелепой и неудобной для горожан маршрутной сети составлено крайне странное расписание движения троллейбусов, которые очень рано завершают работу и часто ходят друг за другом, деля между собой редких пассажиров. 

Кондуктор троллейбусного маршрута № 2 Ольга Попова рассказала, что после 25 декабря, когда изменилась маршрутная сеть, троллейбусы опустели.

 

Катаешься и сердце рвется. За 50 минут, которые отводятся на рейс, мы продаем 7-12 билетов, за смену 50-75 билетов, потому что все маршруты друг друга дублируют. Мало того, что они дублируют, маршрутки поджидают нас на каждой конечной остановке. Выручка совсем упала, сложно работать. В районе горбольницы теперь троллейбусов вообще нет, хотя там четыре школы. Ребята сейчас с трудом на занятия попадают,

- заметила Попова.

По ее словам, за последний месяц выручка сократилась в 10 раз. Это деньги, которые дополнительно получил частный бизнес. 

С оптимизмом в будущее

Председатель профсоюзной организации ПМУП «Городской транспорт» Елена Дорохова рассказала, что никто из городской администрации не пожелал встретиться с коллективом, чтобы объяснить свои действия и рассказать, как в мэрии представляют дальнейшее существование муниципального предприятия. 

- Я сегодня с утра специально села в маршрутку. Автобус был битком набит, было очень трудно выходить и заходить. Маршрутки прекрасно ездят по аварийным мостам, получают огромную выручку. Они миллионы уводят от троллейбусного управления. В общем, зарабатывают те, кто налоги не платит, - рассказала Дорохова.

Она рассказала, что коллектив предприятия возмущен происходящим, все прекрасно понимают, что это прямой путь к банкротству. Точнее не все. Директор ПМУП «Городской транспорт» Олег Воронин, рассказала профсоюзный лидер, особого беспокойства не проявляет. 

- Директор у нас — подневольный человек, наемный работник, представитель администрации. Он выполняет то, что ему скажут, - заметила Дорохова.

По ее словам, Воронин настроен оптимистично:

- Он сказал, что пока прогнозы какие-то строить вообще невозможно, надо посмотреть январь, надо посмотреть февраль, то есть пройти эти месяцы, но должно быть все хорошо, - сообщила Елена Дорохова о настроении руководства.

Возможно, у Олега Воронина и нет повода для печали.

Он, как и другой бывший директор троллейбусного управления Вадим Сухарев, которому, правда, не удалось довести предприятие до банкротства, тоже не чужд сфере частных перевозок. Олег Воронин был директором и одним из учредителей ООО «17 маршрут». Его партнером по бизнесу являлся известный в Петрозаводске предприниматель-«маршрутчик» Николай Тараканов.    

Воронин был соучредителем транспортной компании «АТП», возглавлял ГУП «Карелавтотранс». Судя по биографии, довольно прочно связанной с частными автоперевозчиками, вряд ли стоит удивляться бодрости директорского духа. 

На днях стало известно, что в ближайшее время в Петрозаводск поступят 50 миллионов рублей из дорожного фонда. Частично деньги пойдут на разработку проектно-сметной документации по ремонту двух аварийных мостов.

Если документацию удастся разработать в 2018 году, это будет очень хорошо. Когда строители смогут приступить к ремонтным работам - неизвестно, на это даже деньги пока никто не ищет. В общем, троллейбусные маршруты в нынешнем варианте — это всерьез и надолго. Я очень боюсь, что мосты будут ремонтировать вплоть до последнего «живого» троллейбуса.

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.