03 мая 2018, 07:00

Есть ли жизнь с тепловым счетчиком? Граждане в шоке от квитанций

«Химия» управляющей компании: тепло стало золотым и нерегулярным. 

Апрельским вечером атмосфера в подъезде петрозаводского дома на улице Ключевая, 17 была близка к революционной. Во всяком случае «низы» точно не хотели так дальше жить. Формально в доме было объявлено общее собрание. Хотя происходящее больше напоминало стихийный митинг. Толпа возмущенных граждан заполнила площадку возле лифта на первом этаже и «растеклась» по лестнице вверх. 

На общий сбор откликнулись в основном пожилые люди. Граждане кричали, трясли «свежими» счетами, перебивали друг друга. В «точке кипения» находились руководитель управляющей компании «Отич-Строй+» Алексей Чахар и специалист по связям с общественностью Анна Савина. Представители ООО «Отич-Строй+» держались спокойно, пытаясь как-то объяснить, почему после установки в доме теплового счетчика жизнь людей превратилась в кошмар, причем весьма недешевый. 

-У меня счета за тепло выросли в два раза. А в марте я вообще огромный счет получила,

- возмущалась Надежда Валентиновна.

Женщине, действительно, не позавидуешь. В апреле ей пришел астрономический платеж за потребленное в марте тепло в 10 тысяч рублей. И это за квартиру площадью 64 квадратных метра. 


 
Ей вторили соседи. Анастасия Ефимовна рассказала, что за отопление однокомнатной квартиры она должна теперь заплатить 6 тысяч рублей. Ольга Михайловна, живущая в двухкомнатной квартире, получила счет в 11,8 тысячи рублей. Раньше она платила за жилье 3,6 тысячи рублей. Пожилые люди чуть не плакали. После оплаты жилищно-коммунальных услуг они обречены на полуголодное существование, от их пенсии почти ничего не остается.   

- Как нам жить? - кричали люди.

Алексей Чахар не терял хладнокровия. Хотя фактически именно он стал источником бед для десятков семей одиннадцатиэтажки на Ключевой. Но, как говорится, ничего личного, бизнес есть бизнес.  

Алексей Чахар и собственники 

 

В связи с тем, что на вашем доме есть техническая возможность для установки теплосчетчика, требуется устанавливать по энергоэффективности энергосчетчики… Если бы вам его не установили, то выставлялся бы повышающий коэффициент 1,1,

- уверенно говорил Алексей Чахар, честно глядя в глаза окружившим его пенсионеркам.

Если бы кто-то из возмущенных граждан не поленился обратиться за разъяснениями, например, в госкомитет по строительному, жилищному и дорожному надзору, то им было бы что возразить директору УК «Отич-Строй+». Ведь повышающий коэффициент на тепловую энергию, который, кстати, составляет не 1,1, а 1,5, пока не применяется. Другими словами, гражданам не нужно было, как ошпаренным, бежать и ставить счетчик на тепловую энергию. Никаких повышающих коэффициентов никто бы им не выставил. Если бы граждане об этом знали, то оправдать поспешность, с которой в доме на Ключевой, 17 появился общедомовой счетчик, Чахару было бы намного сложнее. 

В 2017 году управляющая компания с помощью заочного голосования легализовала решение об установке в доме узла учета тепловой энергии. Компания «Отич-Строй+» все заботы взяла на себя: и проект разработала, и оборудование поставила, и установила его. Естественно, за каждый этап компания взяла свой процент. Другими словами, управляющая компания с помощью граждан подтащила себе дополнительный заказ, который был оплачен, по словам Савиной, из денег, собранных на капитальный ремонт. 

Собственно говоря, никто не упрекнул бы УК «Отич-Строй+» в желании заработать, если бы к проблеме установки счетчика управляющая компания подошла профессионально. Но за 300 тысяч рублей, которые пошли на установку счетчика и оплату работ, жильцы получили серьезный жилищно-коммунальный «геморрой». На его "лечение" теперь опять нужны сотни тысяч рублей.  

Дело в том, что компания пошла по самому простоту пути — установила счетчик тепловой энергии, но не стала «заморачиваться» на установку температурного регулятора, который бы подавал в здание тепло в зависимости от погодных условий.

Очевидно, что невозможно эффективно использовать тепловую энергию, если батареи будут «жарить» во время оттепели. Но управляющая компания не стала заниматься установкой специальной запорно-регулирующей арматуры. Гражданам «втюхали» просто счетчик. Почему?  

Оправдания Алексея Чахара звучали неубедительно. Сначала он утверждал, что на счете дома не было денег. Потом стал говорить, что деньги уже появились, и компания летом все доделает тепловой узел. Естественно, за отдельную плату. По прикидкам директора, на это нужно еще порядка 400 тысяч рублей. 

Мало того, что после установки счетчика граждане стали получать негуманные счета, так еще в некоторых квартирах заметно похолодало. По словам собственников, в морозы температура в комнатах снижалась до 15-17 градусов тепла. Зато в соседних квартирах граждане стали задыхаться от жары. Анна Савина смогла лично убедиться, что в квартирах батареи чуть живые. Зато в подъезде они жарили что есть мочи, отапливая площадку возле мусоропровода. Естественно, за все эти перекосы платят граждане. И платят так, что можно и разориться. 

Но директор не сдавался:    

Раньше тепло не учитывалось, вы за него платили по нормативу, поэтому у вас было очень жарко. Когда мы поставили теплосчетчик, мы отопление убавили вручную, чтобы не платить за лишнее тепло, чтобы в квартирах было комфортно. Но людям уже была не привычна такая температура, потому что они привыкли, когда очень жарко.

В общем, сами и виноваты. Не нужно было к теплу привыкать. Управляющая компания, содрав с граждан деньги за счетчик, который совсем не обязательно было ставить, вместо тропиков организовала похолодание. А то, что холодно, так это, по версии Чахара, просто дурная привычка, от которой нужно отучаться.    

Разгневанная толпа вновь заволновалась, люди, не стесняясь в выражениях, обвиняли директора во лжи. От проблемы чуть теплых батарей граждане вернулись к баснословным счетам.  

Откуда в квитанциях за март появились астрономические цифры за тепло? Помимо и без того негуманной платы за отопление, в строке «перерасчет» граждане увидели солидные суммы в несколько тысяч рублей. Никакого объяснения этому перерасчету в квитанции не было. Алексей Чахара утверждал, что перерасчет - это якобы плата за январь. Хотя и в январе, и в феврале, и в марте квитанции людям тоже приходили, и они исправно платили. 

Возможно, почуяв, что его «версия» не проходит, директор быстро изменил «показания». Ответственность он переложил на КРЦ (Комплексный расчетный центр), который выставляет счета гражданам, согласно тем сведениям, которые присылает управляющая компания. 

- Они часто, в последнее время очень часто, делают ошибки, - сказал Чахар.

И даже пообещал жителям, что компания в ближайшее время перейдет в другой расчетный центр, где ошибаться будут реже.

Мужчина в толпе не выдержал подобной, как он выразился, «арифметики». Представители управляющей компании пытались объяснить, что перерасчет — это результат перехода к оплате по факту реального потребления теплоэнергии. Но люди не верили.    

- Вы физику изучали? - спросила Савина.

- Нет, я «химию» вашу изучил, - сказал сердито мужчина и ретировался ни с чем.

Крики в подъезде продолжались около двух часов. Но постепенно выдохлись даже самые стойкие, люди заметно устали. Собственники «рассасывались» по своим квартирам, уходя ни с чем. Представители управляющей компании выстояли до конца. Они выполнили свою «миссию»: граждане так и не поняли, что их классически обвели вокруг пальца. Вместо того чтобы за свои деньги установить оборудование, позволяющее не только считать, но и экономить тепло, собственники получили разорительную систему теплоснабжения, да еще и с явными признаками разбалансировки, когда одни кутаются в свитера, а другие изнывают от зноя. 

Об этом очень не хочется говорить, но в том, что управляющие компании чувствуют себя «хозяевами положения», с легкостью обдирающими нас на сотни тысяч рублей, виноваты мы сами. До тех пор, пока нас будет хватать только на то, чтобы собраться в подъезде и покричать, ничего не изменится. Возможно, нас даже потерпят. Ведь за те деньги, которые мы «дарим» управляющим компаниям, это совсем небольшая жертва.              

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.